Найти тему
Фонд Теософия

Онлайн семинар "Медитация – научное и практическое понимание" Владимир Ярый (Москва) 28 июня 2020 год.

Владимир Ярый (руководитель Школы Теософии, психолог, г. Москва).

«Медитация – научное и практическое понимание»

(в докладе используется Календарь Колеса Времени – Калачакра, схема направлений пространства Владимира Баканова – Русская эзотерическая школа теософии имени Е.П. Блаватской город Кемерово)

Надо заметить, что ученик-практик начинается с возжжения Духа, ибо в Духе рождается устремление, ведь только им и только в нем, потенциальность познавательной способности. Именно Огонь содержит, то свойство и силу побуждения для намерения устремленного познания Природы Ума.

Через признание собственного невежества, дух возжигается и пробуждается сознание. Сердце приоткрывается огненным устремлением «любви к Абсолютной Истине ради нее самой». Так человек в поисках истины, испытывает нужду в Учителе. Сочувствие, Медитация и Мудрость, позволяют распознать Учителя земного и к нему, проявить почитание и преданность как к Святому. Это чувство несказуемое. Может быть выраженно торжеством Духа. В этом состоянии Духа открываются глаза и уши Сердца ученика. Этой мощью, соподчинения себя высшему, как Иерархическому Началу, утверждается преданность. С этого момента начинается истинное ученичество.

Сознание, есть человек, и его символическое изображение представлено Калачакрой.

Календарь Колеса Времени - Калачакра В.А. Баканова
Календарь Колеса Времени - Калачакра В.А. Баканова

Самый целесообразный способ познания «Калачакры» (как самого себя) возможен через Медитацию. В.С. Дылыкова в работе «Тибетская литература» М. Наука 1986г. Приводит цитату из «Т.Доктрины». «В раннем буддизме опыт пространства признавался как важный фактор медитации, например, в четырех божественных состояниях сознания, в которых чувство самоотверженной любви, сострадания, ответной радости и духовного спокойствия проецируется одно за другим в шести направлениях пространства, а именно четыре стороны света, Зенит и Надир. Эти направления должны быть четко представлены, для того чтобы провести сознательный опыт ощущения пространства и постижение его человеческим Разумом.

Первым и важным фактором, для практической медитации, необходимо, побуждение к намерению развития сочувствия. Сочувствие также означает доброту, сопереживание, сострадание и это основа буддизма. Духовная практика сосредоточена на трех аспектах - Сочувствие, Медитация и Мудрость.

На начальном этапе духовной практики- отказ от причинения вреда живым существам можно назвать принципом ненасилия. Этот принцип служит основой для всех последующих практик.

В процессе практики медитации, мы познаем «пустоту», как промежутки между мыслями, ибо мысли, следствие эмоционального восприятия «я», вносящие затемнение, а «пустота» чистая ясность и осознавание, что и позволяет мудро, распознавать природу своего ума.

Природа ума есть-чистая ясность, и осознавание.

При медитации, мы накапливаем заслуги видения истинной природы ума, для обретения устойчивости и бесстрашия в уничтожении самобытия. Значит, зарождение и развитие сочувствия, неизбежно вводит в состояние «общностью со всеми» Единению.

Все три аспекта; сочувствие, медитация и мудрость синтезированы состоянием нашего осознания. Следуя сосредоточению на природе ума, согласно знанию, шести направлений пространства, на «Колесе Времени», сердце духовной практики - Тетраграмматона, который вершинами двух треугольников выявляет аспекты в шести направлениях пространства; причина, основание, условие, метод, плод и деятельность. Они, следуя почасовой стрелки представляют психологическую иллюстрацию сил пространства:

  1. Причина (естество Будды)
  2. Основа (Учитель)
  3. Условие (Наставник)
  4. Метод (Устные наставления)
  5. Плод (совершенное Тело Будды)
  6. Деятельность (активность) (Лишенные концепций деяния на благо существ).

Проходя через эти временные направления необходимо:

  1. Совершать подношения (проявлять щедрость)
  2. Раскаиваться в дурном (самодисциплина)
  3. Ликовать добродетельному (проявлять терпение)
  4. Осуществить призыв поворота Колеса Учения (проявить усилие)
  5. Молиться о том, чтобы нирвана не достигалась (пребывать в медитативном погружении).
  6. Посвящение корней (действий, слов, мыслей и понимания) добродетельному (Проявлять мудрость).
Схема из материалов В.А. Баканова
Схема из материалов В.А. Баканова

Эти шесть аспектов раскрывают заповеди развития Бодхичитты – вовлеченности в процессы познавания и самореализации.

Обращаясь к шести направлениям пространства и их качествам, которых может быть семь и даже восемь. "Семь частей молитвы или семичастная Пуджа", это:

  1. Поклон.
  2. Подношение.
  3. Признание в совершенной ранее не добродетели.
  4. Радость по поводу заслуг других.
  5. Просьба к Учителям учить.
  6. Просьба, не покидать мир.
  7. Посвящение своих заслуг.
  8. Принятие прибежища- иногда помещается между второй и третьей, на календаре Калачакры, восьмая, соответствует Духовному Полюсу Колеса Времени.

Также шесть направлений пространства имеют шесть смысловых аспектов:

  1. Опровержение утверждения о реальности.
  2. Опровержение утверждения о нереальности,
  3. Ошибка утверждения о не существовании, неспешность выдачи учения,
  4. Ошибка обоюдного цепляния.
  5. Путь достижения свободы.
  6. Сущность свободы - Нирвана.

Так постигается феномен пространства на Колесе Времени.

Центральная точка в тетраграмматоне, представляет седьмой принцип, как совокупность шести его вершин. Следовательно, центральная точка олицетворяет синтетическое свойства ума и его качества, осознания, через понимание. Понимание Причин Бытия, расширяет сознание, для вмещения противоположностей. Утончение сознания приводит к ясности и проникновенности в сущность вещей. Тем самым уничтожается эмоции «я», или причины страдания. Следовательно, Сочувствие, Медитация и Мудрость позволяет нам выйти из Круга Сансары.

Фонд содействия развитию социально значимой и просветительской деятельности «ТЕОСОФИЯ»