Владимир Ярый (руководитель Школы Теософии, психолог, г. Москва).
«Медитация – научное и практическое понимание»
(в докладе используется Календарь Колеса Времени – Калачакра, схема направлений пространства Владимира Баканова – Русская эзотерическая школа теософии имени Е.П. Блаватской город Кемерово)
Надо заметить, что ученик-практик начинается с возжжения Духа, ибо в Духе рождается устремление, ведь только им и только в нем, потенциальность познавательной способности. Именно Огонь содержит, то свойство и силу побуждения для намерения устремленного познания Природы Ума.
Через признание собственного невежества, дух возжигается и пробуждается сознание. Сердце приоткрывается огненным устремлением «любви к Абсолютной Истине ради нее самой». Так человек в поисках истины, испытывает нужду в Учителе. Сочувствие, Медитация и Мудрость, позволяют распознать Учителя земного и к нему, проявить почитание и преданность как к Святому. Это чувство несказуемое. Может быть выраженно торжеством Духа. В этом состоянии Духа открываются глаза и уши Сердца ученика. Этой мощью, соподчинения себя высшему, как Иерархическому Началу, утверждается преданность. С этого момента начинается истинное ученичество.
Сознание, есть человек, и его символическое изображение представлено Калачакрой.
Самый целесообразный способ познания «Калачакры» (как самого себя) возможен через Медитацию. В.С. Дылыкова в работе «Тибетская литература» М. Наука 1986г. Приводит цитату из «Т.Доктрины». «В раннем буддизме опыт пространства признавался как важный фактор медитации, например, в четырех божественных состояниях сознания, в которых чувство самоотверженной любви, сострадания, ответной радости и духовного спокойствия проецируется одно за другим в шести направлениях пространства, а именно четыре стороны света, Зенит и Надир. Эти направления должны быть четко представлены, для того чтобы провести сознательный опыт ощущения пространства и постижение его человеческим Разумом.
Первым и важным фактором, для практической медитации, необходимо, побуждение к намерению развития сочувствия. Сочувствие также означает доброту, сопереживание, сострадание и это основа буддизма. Духовная практика сосредоточена на трех аспектах - Сочувствие, Медитация и Мудрость.
На начальном этапе духовной практики- отказ от причинения вреда живым существам можно назвать принципом ненасилия. Этот принцип служит основой для всех последующих практик.
В процессе практики медитации, мы познаем «пустоту», как промежутки между мыслями, ибо мысли, следствие эмоционального восприятия «я», вносящие затемнение, а «пустота» чистая ясность и осознавание, что и позволяет мудро, распознавать природу своего ума.
Природа ума есть-чистая ясность, и осознавание.
При медитации, мы накапливаем заслуги видения истинной природы ума, для обретения устойчивости и бесстрашия в уничтожении самобытия. Значит, зарождение и развитие сочувствия, неизбежно вводит в состояние «общностью со всеми» Единению.
Все три аспекта; сочувствие, медитация и мудрость синтезированы состоянием нашего осознания. Следуя сосредоточению на природе ума, согласно знанию, шести направлений пространства, на «Колесе Времени», сердце духовной практики - Тетраграмматона, который вершинами двух треугольников выявляет аспекты в шести направлениях пространства; причина, основание, условие, метод, плод и деятельность. Они, следуя почасовой стрелки представляют психологическую иллюстрацию сил пространства:
- Причина (естество Будды)
- Основа (Учитель)
- Условие (Наставник)
- Метод (Устные наставления)
- Плод (совершенное Тело Будды)
- Деятельность (активность) (Лишенные концепций деяния на благо существ).
Проходя через эти временные направления необходимо:
- Совершать подношения (проявлять щедрость)
- Раскаиваться в дурном (самодисциплина)
- Ликовать добродетельному (проявлять терпение)
- Осуществить призыв поворота Колеса Учения (проявить усилие)
- Молиться о том, чтобы нирвана не достигалась (пребывать в медитативном погружении).
- Посвящение корней (действий, слов, мыслей и понимания) добродетельному (Проявлять мудрость).
Эти шесть аспектов раскрывают заповеди развития Бодхичитты – вовлеченности в процессы познавания и самореализации.
Обращаясь к шести направлениям пространства и их качествам, которых может быть семь и даже восемь. "Семь частей молитвы или семичастная Пуджа", это:
- Поклон.
- Подношение.
- Признание в совершенной ранее не добродетели.
- Радость по поводу заслуг других.
- Просьба к Учителям учить.
- Просьба, не покидать мир.
- Посвящение своих заслуг.
- Принятие прибежища- иногда помещается между второй и третьей, на календаре Калачакры, восьмая, соответствует Духовному Полюсу Колеса Времени.
Также шесть направлений пространства имеют шесть смысловых аспектов:
- Опровержение утверждения о реальности.
- Опровержение утверждения о нереальности,
- Ошибка утверждения о не существовании, неспешность выдачи учения,
- Ошибка обоюдного цепляния.
- Путь достижения свободы.
- Сущность свободы - Нирвана.
Так постигается феномен пространства на Колесе Времени.
Центральная точка в тетраграмматоне, представляет седьмой принцип, как совокупность шести его вершин. Следовательно, центральная точка олицетворяет синтетическое свойства ума и его качества, осознания, через понимание. Понимание Причин Бытия, расширяет сознание, для вмещения противоположностей. Утончение сознания приводит к ясности и проникновенности в сущность вещей. Тем самым уничтожается эмоции «я», или причины страдания. Следовательно, Сочувствие, Медитация и Мудрость позволяет нам выйти из Круга Сансары.
Фонд содействия развитию социально значимой и просветительской деятельности «ТЕОСОФИЯ»