Найти тему
Дневник М и Ко

Наказывать ребенка или всё прощать

Оглавление

Все семьи счастливы одинаковы, но используют разные методы наказания детей.

Тут вопрос стоит ребром, а потому имеет два решения - детей или наказывают, или не наказывают.

Есть еще вариант, когда говорят, что не наказывают, а сами наказывают. Но я встречался еще с одной вариацией, когда говорят, что сильно наказывают, но при этом не наказывают.

Наказать ребенка - добро или зло?

Нельзя сказать ДА или НЕТ, так как тут есть ИЛИ.

Что такое наказать?

От элементарного покачивания головой и цоканья языком (мол, я в шоке от твоего поведения, потом дома поговорим), до самого элементарного использования среднестатистического ремня.

А ремень, между прочим, уже, наверное, не особо актуален. Еще не так давно снимали "Ералаш", как мальчик с девочкой смотрели репортаж по телевизору про достижения ременной промышленности и остерегались безобразничать. Но сегодня у детей вряд ли есть какие-нибудь негативные ассоциации с этим мужским аксессуаром, так как времена другие (да и дети более "дерзкие").

- А а своих детей наказываю за провинности.

- Вы чего? Нельзя же. Все психологи говорят, что это будет душевной травмой для ребенка.

- Да я в меру.

А какова мера? Этого стандарта нет во французской палате мер и весов.

- Зависит от проступка, - скажет любой человек, отковыривающий очередного "лизуна" от красивого пледа.

Действительно.

Но опять же - у каждоё мнение насчет определения степени проступка.

Вот, к примеру, мой друг в 12 лет угнал у отца трактор "на покататься". Получасовой мат и последующее использование палки является достойным наказанием?

Или такое, когда в кафе детское лицо в возрасте 6-8 лет начинает целенаправленно кидать хлебом в проход и людей, а за это получает лишь упрек: "Миша! Не нужно бросать хлебом".

Однажды я слышал интересное мнение:

- Нужно применять педагогический подход.

Конечно, обязательно нужно. Но только после того, когда будет проведена работа по прекращению действия проступка. Еще пример: однажды брат моего друга бросил болтик в один из цилиндров, когда его отец ремонтировал свою пятерку. Об этом он никому не сказал. Об этом узнали после получасового мата на всю улицу, когда отец решил завести автомобиль (у них отец умел громко и с вариациями материться).

Но это всё житейское. Такое с каждом может быть. Нет детей, которые бы не "косячили". Кто-то серьезно, а кто-то слегка (но специально).

К сожалению, бывают ситуации, когда проступок превращается в правонарушение. И вот здесь даже у тех, кто против наказаний, вдруг начинают проскакивать фразы:

- Да если бы у меня ребенок такое совершил, да я бы его за это ...

А другие подтверждают:

- Это всё от безнаказанности.

А я бы сказал - "от неправильной наказанности".

Ребенок должен понимать, что не всё можно, что хочется. Взрослые люди это прекрасно понимают. Не все, но понимают. Хочется, к примеру, мчаться со скоростью 85 км в час, но есть ограничение в 60. И приходится тащиться 79. Иначе будет ата-та в 250 рублей.

А ребенок этого не понимает. Во-первых, он не знает, чего страшного может быть в проступке. А во-вторых, он не понимает наказания в виде денег (как и некоторые взрослые).

Один ребенок прекрасно представляет, что скажет папа в ответ на баловство, а другой, уже будучи старшим, быстро пытается ретироваться под видом неотложных дел, оставив мелкого один на один с разгневанным родителем? И кто из них станет достойным представителем своего шведского общества?

Если начать вспоминать историю, как было в так называемой "царской России", то можно свернуть в сторону "а вот меня отец в детстве бил, а потому я вырос такой молодец".

У самурая нет цели, а есть только путь

Как однажды пел Игорь Тальков - "Ошибаются и те и другие - это привал" .

Привал тут совершенно не причем, так как прежде, чем говорить да или нет, лучше сделать так, чтобы "проступок" был заранее предупрежден с целью недопущения.

А это уже совсем другая история, другие усилия и другие методы воспитания.

И это сложно. Это нужно участвовать в жизни ребенка, одинаково не доводя его статус до "суперребенка" и "изгоя".

Почему он совершил проступок? Вовремя не был предупрежден, вовремя не узнал про последствия, вовремя не был проконтролирован.

И вот тут возникает понятие "сознательный человек". Но это понятие относится ко всем возрастам. Кто-то уже в восемь лет понимает, что нужно отвечать за последствия своих действий, а кто-то и в 30 лет не понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. И кто в этом виноват?