Найти тему

Первая подводная лодка России

С Днем ВМФ, друзья!

Пока по телевизору рассказывают про цирконы и современные боевые корабли, мне подумалось, что вам будет интересно узнать про первую в истории России подводную лодку.

Вы знали, что первое испытание подводной лодки произошло аж в 1721 году еще в присутствии Петра I?

Вот она, красавица:

Прототип первой подводной лодки. Фотография автора.
Прототип первой подводной лодки. Фотография автора.

Выглядит очень мило. Называлась она тогда не подводной лодкой, а потаенным судном.

Прототип первой подводной лодки. Фотография автора.
Прототип первой подводной лодки. Фотография автора.

Автор, разработчик и проектировщик Прокофьевич Ефим Никонов.

В 1718 году подал Петру I челобитную, в которой заявил, что:

сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли, хоты бы десять или двадцать и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нем будет пушек, под потерянием своего живота, ежели будет неугодно.

Я думаю, что никого не удивлю, сказав, что таким предложением Петр I заинтересовался очень и очень сильно. Хотя есть любопытный момент - это было второе письмо Ефима царю. Первое он получил, но ответа не дал.

Возможно, решил, что рекрут не в себе.

Сам Ефим Никонов прошел рекрутчину, служил на верфях, там его и осенило, что корабли, умеющие ходить не по воде, а под водой будут куда эффективнее.

Прототип первой подводной лодки. Фотография автора.
Прототип первой подводной лодки. Фотография автора.

Через полгода после написания Петру I своей идеи, Ефим удостоился аудиенции у императора. Известно, что разговор был долгим. О чем конкретно нам неизвестно, т.к. Петр I решил беседовать с ним тет-а-тет.

При этом, судя по всему, Петр I убедился в том, что Ефим понимает в морском деле, а его идеи не звучат безумно и вполне себе реализуемы.

Император предоставил гению все необходимое. Средства, мощности и ресурсы.

«Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина велеть образцовое судно делать, а что к тому делу надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из помянутой конторы, а припасов по его же требованию из конторы Адмиралтейских дел. Денежное жалование с начала его работы давать по три алтына, две деньги в день и ныне в зачет выдать пять рублей».

И в условиях строжайшей секретности начинается разработка прототипа "Потаенного судна". Секретность была нешуточная.

Сам Ефим был уведомлен, что за малейшее разглашение того, чем он занимается, его ждет смертная казнь.

Прототип первой подводной лодки. Фотография автора.
Прототип первой подводной лодки. Фотография автора.

На верфи, где строилась потаенная лодка, был построен специальный сарай-амбар, полностью скрывавший разработку от любопытных глаз.

Рабочее название судна было прекрасным "Модель" ! )))

Задумка была гениальная. Подразумевалось, что экипаж будет облачаться в специальные подводные скафандры, сделанные из кожи, а в момент, когда потаенное судно окажется под днищем вражеского корабля, они будут выходить под водой и наносить днищу различные повреждения.

Шлем водолаза делался из дерева, напротив глаз подразумевалось смотровое окошко со стеклом.

Утяжелялся костюм свинцом.

На самой подводной лодке имеется высокотехнологичный перископ:

Прототип первой подводной лодки. Фотография автора.
Прототип первой подводной лодки. Фотография автора.

Первые испытания бочонка состоялись в 1724 году. Получилось как-то не очень.

Подводная лодка здорово треснулась камни на грунте и получило серьезные повреждения, вода хлынула... ну куда она тут хлынула? Пусть будет в трюмотехнический отсек:

Трюмотехнический отсек. Фотография автора.
Трюмотехнический отсек. Фотография автора.

Через полгода состоялись повторные испытания, но то ли от времени что-то рассохлось, то ли изначально были допущены ошибки, но завершилось оно так же неудачей. Лодку стало заливать практически сразу. Вода проникала через кожаные уплотнители для весел.

Испытание. Современный рисунок.
Испытание. Современный рисунок.

Царь приказал "конфуз в вину никому не ставить". А попробуй поставь, когда в постройке судна Петр I лично принимал участие, а так же подкидывал свои технические идеи и знания.

Прототип первой подводной лодки. Фотография автора.
Прототип первой подводной лодки. Фотография автора.

Обратите внимание, в анфас на чертежах лодка мало чем отличается от современной:

-9

В 1727 году состоялись очередные испытания. И последние.

Кстати, немного о том, как погружалась лодка.

Использовались специальные оловянные пластины с множеством капиллярных отверстий, которые монтировались в днище лодки. Через эти отверстия вода проникала в специальную цистерну, утяжеляла лодку и та шла на глубину.

Когда необходимо было всплыть, при помощи специальной ручной помпы вода из цистерны откачивалась за борт. Система нанесения урона вражескому судну представляла собой... шлюз :-) Обыкновенный шлюз, через который вылезал водолаз в костюме и при помощи различных инструментов крушил днище противника.

При этом лодка должна была оснащаться примитивными огнеметами. Экипаж 4 человека. Ну а как лодка поворачивала влево-вправо можно понять по этой фотографии:

-10

Несмотря на всю примитивность конструкции это была реальная подводная лодка.

Вот только вскоре после третьего испытания Петр I умирает, а Ефим Никонов попадает в опалу. В эпоху дворцовых переворотов все, что создал Петр I практически просто гнило.

Ефим Никонов из мастера был разжалован в рядовые и про потаенное судно просто забыли (забили?).

Бочонок, который за наши спинами, восстанавливали уже по сохранившимся чертежам и рисункам.

И это несмотря на то, что летом 1721 года Никонову все же удалось на своей лодке совершить 2 успешных погружения и всплытия.

Ну а мы прямо очень довольны, что не поленились доехать до Сестрорецка и познакомиться с этим гениальным сооружением лично.

-11

А как вам это изобретение, друзья?

Согласитесь, что 1720-х годов это просто гениально?

А если и дочитали до этого момента, оставьте, пожалуйста, лайк.

Нам это важно. Спасибо.

---------------------------------

Ознакомиться с нашими экскурсиями, а так же описанием и ценами можно по ссылке ниже:

Стоимость и описание экскурсий