Продолжение истории талантливого скульптора Камиллы Клодель. Начало ЗДЕСЬ
Трудный выбор
Правда, в новой мастерской было холодновато и мало мебели, но для двух творческих натур хватало огня в камине, одеяла на полу, любви и... куска глины на круге. А вот еду Роден приносил с собой замечательную: его гражданская жена Роза Бере превосходно готовила, и Роден не забывал нахваливать Розу перед Камиллой. Они обязательно приедут с Розой навестить Камиллу в Вильнев. Надо же наконец познакомиться с ее родителями. Камилла отрицательно качала головой. Видеть Родена вместе с этой вздорной и пустой женщиной было выше ее сил. О, она помнит, как совсем недавно, когда весь Париж был в трауре по случаю смерти Виктора Гюго, Роза бежала за Роденом и визгливым голосом требовала взять ее с собой на похороны. Она просто хотела прокатиться в карете...
И все же Роден с Розой приехали в Вильнев -- по приглашению отца Камиллы, который не подозревал, что его дочь связывают со скульптором не только рабочие отношения. Роден удачно похвалил огород мадам Клодель, процитировал отрывок из поэмы Поля и долгожданным гостем уселся за накрытый стол. Камилла долго на него дулась, но когда Роден поймал ее в гостиной и, укрывшись от всех, начал целовать ее, девушка сдалась и сама крепко прижалась к нему. Ах, если бы Роден оставил эту противную Розу! Может, если он узнает, что у Камиллы будет ребенок, он женится на ней?
Достоверно неизвестно, была ли беременна Камилла Клодель от Родена, а может, она сделала aбopт или все-таки родила ребенка, скрывшись от любопытных глаз в замке Иллет в Турене, который стал временным приютом их любви.
В любом случае, именно в 1892 году между любовниками начался разлад. Похоже, что Камилла поставила вопрос ребром: или она -- или Роза. Роден был абсолютно не готов к такому выбору. Когда Камилла на три дня исчезла из его мастерской, он, разыскав ее, столкнулся с упорным желанием ученицы разлучить его с Розой.
«Как ты не понимаешь? -- удивлялся Роден. -- Ты и я -- это совсем другое. Мы -- два бунтаря, а Роза...» «Ты бросишь ее?» -- уперлась Камилла. -- «Ты хочешь, чтобы я выгнал Розу, как служанку, вон из дома? Если бы я мог, если бы я только мог...»
Роден опустил голову, а Камилла заявила любовнику, что в таком случае она уходит от него и отныне будет заниматься только собой.
Вот так Роден осознал, что эта любовная история не похожа на все остальные.
Юная ученица, любовь и талант которой он присвоил себе, мало-помалу брала над ним верх. Оказывается, ему было трудно без нее обойтись. Кто, кроме Камиллы, мог так филигранно делать руки, ноги, а иногда и торсы для его скульптур? И именно она создала лучший портрет Родена: голову своего любовника она слепила по памяти знающих рук и влюбленного сердца.
Она первая бросила Родена, несмотря на то, что он потихоньку создавал ей имя в Париже: брал с собой на светские балы и приемы, знакомил с критиками и выдвигал в Национальном обществе искусств. Пусть он использовал ее в своих целях, но без него Камилла теряла не только материальную поддержку, но и ту защиту, что ограждала тайные области ее души.
Во время крупной ссоры, когда Камилла начала обвинять его в том, что он отобрал у нее молодость и талант, скульптор бросил ей в ответ, что она -- никто, она должна делать только то, что скажет ей Роден, потому что она третьесортный скульптор и к тому же воспевает смерть и боль, стоит только посмотреть на ее работы «Клото» или «Волна». Он же, Роден, прославляет жизнь! Как она могла в композиции «Зрелость» изобразить его, великого создателя «Мыслителя» и «Бальзака», между двумя женщинами, каждая из которых тянет его в свою сторону?
Как она смеет выносить сор из избы?
Но Камилла думала по-другому и, окончательно покинув Родена, с 1898 года заперлась в своем доме на бульваре Итали, который превратила в мастерскую, и наконец-то начала творить для себя. Ей было всего тридцать четыре, и она вступила в период творчества, который хотела сделать независимым от Родена.
Постепенно Камилла разработала новый стиль ваяния -- базировавшийся на смеси японизма и ар нуво. Ее персональная выставка имела огромный успех, который Камилла подпортила, появившись среди посетителей с выбеленным лицом, горевшими от румян щеками и в странном наряде. Казалось, что на какое-то время она забыла о Родене. У Камиллы начался легкий роман с композитором Клодом Дебюсси.
Он часто проигрывал на пианино свои сочинения, Камилла слушала в безмолвном восхищении, ваяла скульптурную танцующую парочку «Вальс», но стали ли они любовниками, неизвестно. Скорее всего, Дебюсси заметил первые признаки надвигающегося безумия у своей подруги, и это его ужаснуло и оттолкнуло от нее.
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:
Как некрасивая учительница Лиля влюбила в себя сердцееда Гумилёва, и понеслось...
Наталья Войченко (с) "Лилит"