Найти тему
Журнал не о платьях

"Ро­ден осоз­нал, что эта лю­бов­ная ис­то­рия не по­хо­жа на ос­таль­ные". Но безумие Камиллы уже приближалось

Источник фото: design-formula.ru
Источник фото: design-formula.ru
Продолжение истории талантливого скульптора Камиллы Клодель. Начало ЗДЕСЬ

Труд­ный вы­бор

Прав­да, в но­вой ма­с­тер­ской бы­ло хо­лод­но­ва­то и ма­ло ме­бе­ли, но для двух твор­че­с­ких на­тур хва­та­ло ог­ня в ка­ми­не, оде­я­ла на по­лу, люб­ви и... ку­с­ка гли­ны на кру­ге. А вот еду Ро­ден при­но­сил с со­бой за­ме­ча­тель­ную: его гра­ж­дан­ская же­на Ро­за Бе­ре пре­во­с­ход­но го­то­ви­ла, и Ро­ден не за­бы­вал на­хва­ли­вать Ро­зу пе­ред Ка­мил­лой. Они обя­за­тель­но при­е­дут с Ро­зой на­ве­с­тить Ка­мил­лу в Виль­нев. На­до же на­ко­нец по­з­на­ко­мить­ся с ее ро­ди­те­ля­ми. Ка­мил­ла от­ри­ца­тель­но ка­ча­ла го­ло­вой. Ви­деть Ро­де­на вме­сте с этой вздор­ной и пу­с­той жен­щи­ной бы­ло вы­ше ее сил. О, она по­м­нит, как со­в­сем не­дав­но, ко­г­да весь Па­риж был в тра­у­ре по слу­чаю смер­ти Ви­к­то­ра Гю­го, Ро­за бе­жа­ла за Ро­де­ном и виз­г­ли­вым го­ло­сом тре­бо­ва­ла взять ее с со­бой на по­хо­ро­ны. Она про­с­то хо­те­ла про­ка­тить­ся в ка­ре­те...

И все же Ро­ден с Ро­зой при­е­ха­ли в Виль­нев -- по при­гла­ше­нию от­ца Ка­мил­лы, ко­то­рый не по­до­з­ре­вал, что его дочь свя­зы­ва­ют со скульп­то­ром не толь­ко ра­бо­чие от­но­ше­ния. Ро­ден уда­ч­но по­хва­лил ого­род ма­дам Кло­дель, про­ци­ти­ро­вал от­ры­вок из по­э­мы По­ля и дол­го­ждан­ным гос­тем усел­ся за на­кры­тый стол. Ка­мил­ла дол­го на не­го ду­лась, но ко­г­да Ро­ден пой­мал ее в гос­ти­ной и, ук­рыв­шись от всех, на­чал це­ло­вать ее, де­вуш­ка сда­лась и са­ма креп­ко при­жа­лась к не­му. Ах, ес­ли бы Ро­ден ос­та­вил эту про­тив­ную Ро­зу! Мо­жет, ес­ли он уз­на­ет, что у Ка­мил­лы бу­дет ре­бе­нок, он же­нит­ся на ней?

До­с­то­вер­но не­из­ве­ст­но, бы­ла ли бе­ре­мен­на Ка­мил­ла Кло­дель от Ро­де­на, а мо­жет, она сде­ла­ла aбopт или все-та­ки ро­ди­ла ре­бен­ка, скрыв­шись от лю­бо­пыт­ных глаз в зам­ке Ил­лет в Ту­ре­не, ко­то­рый стал вре­мен­ным при­ютом их люб­ви.

В лю­бом слу­чае, имен­но в 1892 го­ду ме­ж­ду лю­бов­ни­ка­ми на­чал­ся раз­лад. По­хо­же, что Ка­мил­ла по­ста­ви­ла во­п­рос ре­б­ром: или она -- или Ро­за. Ро­ден был аб­со­лют­но не го­тов к та­ко­му вы­бо­ру. Ко­г­да Ка­мил­ла на три дня ис­чез­ла из его ма­с­тер­ской, он, ра­зы­скав ее, столк­нул­ся с упор­ным же­ла­ни­ем уче­ни­цы раз­лу­чить его с Ро­зой.

«Как ты не по­ни­ма­ешь? -- уди­в­лял­ся Ро­ден. -- Ты и я -- это со­в­сем дру­гое. Мы -- два бун­та­ря, а Ро­за...» «Ты бро­сишь ее?» -- упер­лась Ка­мил­ла. -- «Ты хо­чешь, что­бы я вы­гнал Ро­зу, как слу­жан­ку, вон из до­ма? Ес­ли бы я мог, ес­ли бы я толь­ко мог...»
Роден и Роза. Источник фото: nikolai-endegor.livejournal.com
Роден и Роза. Источник фото: nikolai-endegor.livejournal.com

Ро­ден опу­с­тил го­ло­ву, а Ка­мил­ла за­я­ви­ла лю­бов­ни­ку, что в та­ком слу­чае она ухо­дит от не­го и от­ны­не бу­дет за­ни­мать­ся толь­ко со­бой.

Вот так Ро­ден осоз­нал, что эта лю­бов­ная ис­то­рия не по­хо­жа на все ос­таль­ные.

Юная уче­ни­ца, лю­бовь и та­лант ко­то­рой он при­сво­ил се­бе, ма­ло-по­ма­лу бра­ла над ним верх. Ока­зы­ва­ет­ся, ему бы­ло тру­д­но без нее обой­тись. Кто, кро­ме Ка­мил­лы, мог так фи­ли­гран­но де­лать ру­ки, но­ги, а ино­гда и тор­сы для его скульп­тур? И имен­но она со­з­да­ла луч­ший порт­рет Ро­де­на: го­ло­ву сво­его лю­бов­ни­ка она сле­пи­ла по па­мя­ти зна­ю­щих рук и влюб­лен­но­го серд­ца.

Она пер­вая бро­си­ла Ро­де­на, не­смо­т­ря на то, что он по­ти­хонь­ку со­з­да­вал ей имя в Па­ри­же: брал с со­бой на свет­ские ба­лы и при­е­мы, зна­ко­мил с кри­ти­ка­ми и вы­дви­гал в На­ци­о­наль­ном об­ще­ст­ве ис­кусств. Пусть он ис­поль­зо­вал ее в сво­их це­лях, но без не­го Ка­мил­ла те­ря­ла не толь­ко ма­те­ри­аль­ную под­дер­ж­ку, но и ту за­щи­ту, что ог­ра­ж­да­ла тай­ные об­ла­с­ти ее ду­ши.

Во вре­мя круп­ной ссо­ры, ко­г­да Ка­мил­ла на­ча­ла об­ви­нять его в том, что он ото­брал у нее мо­ло­дость и та­лант, скульп­тор бро­сил ей в от­вет, что она -- ни­кто, она дол­ж­на де­лать толь­ко то, что ска­жет ей Ро­ден, по­то­му что она тре­тье­сорт­ный скульп­тор и к то­му же вос­пе­ва­ет смерть и боль, сто­ит толь­ко по­смо­т­реть на ее ра­бо­ты «Кло­то» или «Во­л­на». Он же, Ро­ден, про­сла­в­ля­ет жизнь! Как она мог­ла в ком­по­зи­ции «Зре­лость» изо­б­ра­зить его, ве­ли­ко­го со­з­да­те­ля «Мы­с­ли­те­ля» и «Баль­за­ка», ме­ж­ду дву­мя жен­щи­на­ми, ка­ж­дая из ко­то­рых тя­нет его в свою сто­ро­ну?

-3

Как она сме­ет вы­но­сить сор из из­бы?

Но Ка­мил­ла ду­ма­ла по-дру­го­му и, окон­ча­тель­но по­ки­нув Ро­де­на, с 1898 го­да за­пер­лась в сво­ем до­ме на буль­ва­ре Ита­ли, ко­то­рый пре­вра­ти­ла в ма­с­тер­скую, и на­ко­нец-то на­ча­ла тво­рить для се­бя. Ей бы­ло все­го три­д­цать че­ты­ре, и она всту­пи­ла в пе­ри­од твор­че­ст­ва, ко­то­рый хо­те­ла сде­лать не­за­ви­си­мым от Ро­де­на.

По­сте­пен­но Ка­мил­ла раз­ра­бо­та­ла но­вый стиль ва­я­ния -- ба­зи­ро­вав­ший­ся на сме­си япо­низ­ма и ар ну­во. Ее пер­со­наль­ная вы­став­ка име­ла ог­ром­ный ус­пех, ко­то­рый Ка­мил­ла под­пор­ти­ла, по­я­вив­шись сре­ди по­се­ти­те­лей с вы­бе­лен­ным ли­цом, го­рев­ши­ми от ру­мян ще­ка­ми и в стран­ном на­ря­де. Ка­за­лось, что на ка­кое-то вре­мя она за­бы­ла о Ро­де­не. У Ка­мил­лы на­чал­ся лег­кий ро­ман с ком­по­зи­то­ром Кло­дом Де­бюс­си.

Дебюсси. Источник фото: calend.ru
Дебюсси. Источник фото: calend.ru

Он ча­с­то про­иг­ры­вал на пи­а­ни­но свои со­чи­не­ния, Ка­мил­ла слу­ша­ла в без­молв­ном вос­хи­ще­нии, ва­я­ла скульп­тур­ную тан­цу­ю­щую па­ро­ч­ку «Вальс», но ста­ли ли они лю­бов­ни­ка­ми, не­из­ве­ст­но. Ско­рее все­го, Де­бюс­си за­ме­тил пер­вые при­зна­ки над­ви­га­ю­ще­го­ся бе­зу­мия у сво­ей под­ру­ги, и это его ужа­с­ну­ло и от­толк­ну­ло от нее.

Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:

Как некрасивая учительница Лиля влюбила в себя сердцееда Гумилёва, и понеслось...

Наталья Войченко (с) "Лилит"