Найти тему

Китайский гамбит

Противостояние валют нарастает
Противостояние валют нарастает

Сначала немного предыстории полугодовой давности. 24 февраля 2022 года президент Российской Федерации объявляет о начале Военной спецоперации на территории сопредельного государства, Украины. Не стану заострять внимание на причинах этого решения, с одной стороны для многих они очевидны, с другой много непримиримых противников этого решения. Суть статьи не о политических причинах исторических уже событий. Суть статьи о экономических последствиях, через призму которых возможно вся эта история станет выглядеть возможно иначе. Замечу лишь интересный факт, что США 21 февраля 2022 ввели санкции против ДНР/ЛНР (еще до начала спецоперации), запретив своим гражданам финансировать и инвестировать в экономику непризнанных республик. 22 и 23 февраля власти США вводят санкции против ряда российских банков и компаний, российских чиновников и их родственников, а также сделки с российскими облигациями федерального займа на вторичном рынке.

На момент написания статьи со стороны США и поддерживающих их по всему миру стран-сателлитов принято 7 пакетов санкций, включающих более 10 тысяч различных ограничений, лидеры среди акторов в которых США, Канада и Швейцария. Как результат этих действий сильнейший спад в международной торговле и ограничение движения валют между странами-санкционерами и Россией. Естественно, что при таком спаде импорта в Россию. а это в основном продукция высокого уровня передела, высокотехнологичная продукция, спрос на валюту стран-экспортеров сильно упал. Добавило масла в огонь и замораживание валютных резервов России в зарубежных банках, что поставило под вопрос само использование российскими резидентами валюты за рубежом в иностранных банках. В тоже время Российская Федерация являлась крупнейшим поставщиком на зарубежные рынки сырьевых продуктов: энергоносители, металлы и сплавы, химические полуфабрикаты, необработанная древесина, удобрения, продукция сельского хозяйства, и небольшой сегмент высокотехнологичной продукции, в основном в наукоемких отраслях, таких как космос и ядерная энергетика.

В таких условиях разумной и ожидаемой мерой со стороны властей России было ограничение операционных расчетов за российский экспорт (в первую очередь за энергоносители) через юрисдикцию российских банков. Главная ее цель избежать санкционных арестов средств на счетах зарубежных банков и предотвратить фактически воровство поставляемых на экспорт российских ресурсов. Именно этим объясняется требование расчетов за российский экспорт в рублях. В результате такого маневра процедура оплаты определенно осложнилась, как операционно, так и политически, что повлияло соответственно на спрос рубля. Валюты недружественных к России стран стали токсичны для России в международном экономическом обороте, что ограничило их спрос и повлияло на их девальвацию. Рубль же стал стремительно укрепляться, поскольку экспорт, как не странно, не уменьшился, а на волне политического и экономического ажиотажа, наоборот увеличился. Это недвусмысленно видно из статистики российского экспорта и роста цен на экспортируемые товары (энергоносители, удобрения, продукты с/х).

В условиях укрепления рубля резко стал вопрос сбалансированности внутреннего государственного бюджета России. Экономически объем выручки за счет экспорта по крепкому рублю количественно упал, за единицу товара в рублях стали платить меньше и соответственно в казну стало поступать меньше налогов. Все бюджетные обязательства, принятые до этого в виде статей бюджетного развития страны не изменились, и произошла коллизия. Ранее подобный дисбаланс исправлялся установленным бюджетным правилом, по которому ЦБ закупал иностранную валюту с преобладающих экспортных доходов. При превышении цены нефтегазового экспорта определенного уровня доходы в казну от НДС, НДПИ и налога на прибыль шли в определенный стабилизационный фонд, из которого в случае волатильности цен, можно было бы компенсировать дефицит бюджета. Особенностью содержания этих средств было вложение их в финансовые инструменты - валюты стран и долговые бумаги. Но в условиях санкций прежние правила были нарушены экономически и политически. Минфин России не желая менять стратегию бюджетного правила намерен найти иные средства вложения, например китайский юань.

Теперь рассмотрим сложившуюся на текущий момент ситуацию. С одной стороны санкции осложнили экспорт ресурсов из России, создав ажиотаж российских предложений. В условиях создания новых логистических цепочек это привело к демпингу цен со стороны России. Однако это не привело к глобальному понижению цен на энергоносители и иные ресурсы, у бывших глобальных потребителей транспортное плечо потребления стало длиннее, а значит дороже сам ресурс. Тем не менее основная цель истории с санкциями - это безусловно снижение затрат на потребление ресурсов и получение сверхприбыли с этой истории. Об этом говорят все попытки ограничить в правовом поле цену экспортируемых из России энергоносителей. Однако природа рыночных отношений непреклонна и диктовать в его условиях иные правила, кроме баланса спроса и предложение, самонадеянно.

С другой стороны изменения рыночных отношений носит ярко политический характер и искусственность ограничений вызывает хаос на валютном рынке, что не может не сказываться на курсах валют и бюджетном состоянии всех стран мира. Тому яркий пример рубля. Одновременно, в других странах, в прошлом свободно импортировавших российские ресурсы по приемлемым рыночным ценам, нарастают инфляционные процессы. Природу их понять несложно, отсутствие доступных ресурсов ограничивает производство товаров, что сжимает экономику этих стран, ограничивает их экспорт и увеличивает импорт. Все это ведет к повышенному спросу иных валют для оплаты внешнего импорта и соответственно понижению спроса на отечественную валюту. Такова природа инфляции, это то, что сейчас происходит во многих европейских странах, США, Канаде и пр. Конечно, кризисные времена всегда были периодом для проявления новых возможностей и стимулом для развития. Это один из плюсов - ограничение затрат и наращивание доходов, что в итоге обернется сверхприбылью. Однако одним из минусов является социальная и политическая нестабильность в обществе, очевидно затрудняющая процесс организации экономического развития.

С третьей стороны сложившаяся ситуация потребует источников сил и ресурсов для балансировки мировой экономики и выхода из кризиса. Кому то явно придется заплатить за этот водоворот, в котором исходно пытались получить сверхприбыль. Основной жертвой конечно будет простое население большинства стран, подверженных негативному влиянию этого кризиса. Пищевую цепочку в "джунглях" рыночных отношений в обществе никто не отменял и именно недовольство основной массы населения этим фактом станет причиной социальных возмущений. Разумно предположить, что основная подверженность этому фактору придется на страны с наибольшим количеством населения и наихудшими социальными условиями существования.

В этих условиях Минфин России, пытаясь сохранить бюджетное правило незыблемым, начинает валютные интервенции в сторону юаня, при этом разумно никак это официально не комментируя. В кулуарах власти на отрез отказываются признавать участие в уверенном падении рубля выше 60 рублей за доллар, и уж тем более в связи этого события с синхронным ростом курса юаня. Не надо быть экономистом, чтобы понять, что Китай не заинтересован в росте курса своей валюты. Это снизит уровень китайского экспорта и как результат снизит показатель роста ВВП, что для оппонентов Си Дзень Пиня словно красная тряпка для быка в преддверии 20 съезда КПК. С точки зрения китайских товарищей это явный акт предательства. С другой стороны, укрепление юаня приведет к неминуемому удорожанию всего китайского импорта, на который было столько надежд у российского потребителя. Это неминуемо ослабит внутренний оборот на российском рынке, что бумерангом негативно вернется по всему состоянию экономики.

Так чего же ожидали в результате всех этих экономических и политических кульбитов те, кто начинал всю эту историю? На первый план выходят несколько мыслей, которые меня и сподвигли написать эту статью. Во первых, это заставить Россию экспортировать свои ресурсы по как можно более низким ценам, чем ослабить ее экономику, а значит затормозить государственное развитие во всех направлениях. Во вторых, размежевать мир на своих и чужих, с целью мобилизации сил в борьбе с конкурентами на международном поле. С этой целью и политическая конфронтация с Россией, и создание очагов напряженности вокруг нее и ореола токсичности во взаимоотношениях с ней. В третьих, экономически ослабить Китай, в общем то с тоже целью, что и Россию. При этом главной идеей замысла является разъединение России и Китая, а в идеальном случае недоверие между ними. Все эти игры развиваются на тонком льду действительности и любое неловкое движение и чрезмерное усилие способно привести к его слому, и тогда потонут абсолютно все. По замыслу авторов этого кризиса экономическая нестабильность и упадок России и Китая не должны привести к их обоюдной враждебности, но должны снизить их активность так, чтобы Россия была поставщиком дешевых ресурсов, а Китай оставался рынком дешевой рабочей силы. И единственным условием не стать в роли эксплуатируемой жертвы для этих двух стран, и выходом из ситуации - это жестко и солидарно навязывать остальному миру свои правила. В экономических и политических инициативах двух народов не должно быть недомолвок или подковерных игр. Только согласованность действий приведут их к обоюдному доверию и уверенности в своей победе, а в воинственности и враждебности намерений оппонентов не приходится сомневаться.