Найти в Дзене

Чтение вслух вредно!

Отработав в школе более 30 лет, узнала, что читать вслух вредно! А мы – учителя – уделяем этому вопросу особое внимание: учим правильно выговаривать слова, ставить ударение, обращаем внимание на интонацию, т.е. концентрируем внимание ребёнка на этих «мелочах», что существенно ограничивает скорость его чтения. У чтения вслух есть и еще один минус. Оказывается, озвучивание текста и его осмысливание — две независимые операции. Учёные провели эксперимент. Они попросили взрослых людей вслух с интонацией прочитать газетные вырезки, а затем рассказать, что они поняли. Так вот, многие участники эксперимента с трудом могли воспроизвести то, что они прочитали секунды назад. Другую же группу попросили прочитать текст «про себя». Участники из этой группы смогли пересказать текст без каких-либо трудностей. Дети, учась читать вслух, зачастую вынуждены возвращаться к началу предложения — чтобы восстановить в памяти прочитанный текст и понять его. Это действие, заметно сокращающее скорость чтения и

Отработав в школе более 30 лет, узнала, что читать вслух вредно! А мы – учителя – уделяем этому вопросу особое внимание: учим правильно выговаривать слова, ставить ударение, обращаем внимание на интонацию, т.е. концентрируем внимание ребёнка на этих «мелочах», что существенно ограничивает скорость его чтения.

У чтения вслух есть и еще один минус. Оказывается, озвучивание текста и его осмысливание — две независимые операции. Учёные провели эксперимент. Они попросили взрослых людей вслух с интонацией прочитать газетные вырезки, а затем рассказать, что они поняли. Так вот, многие участники эксперимента с трудом могли воспроизвести то, что они прочитали секунды назад. Другую же группу попросили прочитать текст «про себя». Участники из этой группы смогли пересказать текст без каких-либо трудностей.

Дети, учась читать вслух, зачастую вынуждены возвращаться к началу предложения — чтобы восстановить в памяти прочитанный текст и понять его. Это действие, заметно сокращающее скорость чтения и доведенное до автоматизма, становится своего рода вредной привычкой на всю жизнь.

Начиная анализировать выше описанное, понимаю, что это действительно так, особенно на первых порах обучения в школе. Это подтверждает и анализ проверки техники чтения, которую учителя проводят по итогам полугодия. К слову, некоторые учителя стали задумываться, стоит ли оценивать технику чтения ребёнка, ориентируясь на количественный показатель слов в минуту.

Зачем же тогда читать вслух? Моё мнение – научиться правильному произношению отдельных слов и словосочетаний. У ребёнка маленький словарный запас, бо´льшая часть слов непонятна для восприятия. Этому и посвящаются первые уроки знакомства с текстом. Этот момент следует отрабатывать на уроках. А вот дома дети пусть читают «про себя». Конечно, можно почитать и вслух, но не торопясь, осмысливая каждую фразу.

Книга раньше, чем завтрак
Книга раньше, чем завтрак

Читая книгу, ребёнок должен окунуться в мир событий, ощутив себя героем произведения. Он не должен задумываться о том, как прочесть то или иное слово, выражение. Ребёнок не теряет время на выразительное чтение – при чтении «про себя» это невозможно. Если ребёнок понимает смысл прочитанного, он будет улыбаться и смеяться при чтении смешных текстов, переживать вместе с героем при неудачах… Ну и самое главное, ребёнку захочется поделиться с вами впечатлениями о прочитанном. Вот здесь вы также можете понять, насколько осмысленно прочитано произведение.

Часто на своих уроках даю возможность прочитать «про себя» новое произведение без предварительной работы. После чтения задаю вопросы, дающие мне понять, на что обратить особое внимание, и насколько детям понятен замысел автора. Хочу отметить и то, что у детей эмоциональный отклик вызывает первая встреча с произведением. И если я начну его прорабатывать заранее, большая часть детей считает своим долгом изучаемый текст не читать, потому что и так всё понятно.

Интересно, а замечали ли вы, что читая «про себя» вы усваиваете информацию лучше? Что читая «про себя», вы вычитываете тексты по объёму намного превышающие, если бы читали вслух?

С вами была Светлана Калинская, жду ваши лайки и комментарии.