Найти тему

"Викрам и Бетааль". 79-80 серии. Баллада о превосходстве

Итак, мы остановились на поединке. Мудрецы стоят, громко предавая друг друга поношению, причем Вишвамитра высказывает какую-то совершенно гопничью мысль: мол отдал бы корову добром, и ни фига бы не случилось с твоими сыновьями. Васиштха, призвав невесть с какой стати богиню Чамунду (ведический Васиштха скорее призвал бы Варуну), скатывает файербол.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Вишвамитра, никого не призывая (по крайней мере вслух), скатывает такой же. Некоторое время они кидаются огненными шарами и молниями, никто не победил.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Затем Васиштха, воззвав к Брахме, извлекает из воздуха сверкающий молниями топор. На все это смотрят с облаков совершенно офонаревшие боги. Топор Индра опознает как "оружие Брахмаданда", и предвидит скорый конец и Вишвамитры и всего мироздания.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Тут, как водится в таких случаях, с неба сваливается Нарада с криком: "Васиштха, не надо, убери ради Нараяны!". Васиштха сперва упирается, но Нарада сражает его аргументом, мол: он твоих сыновей убил, а ты сейчас вообще всех живущих поубиваешь, чем будешь лучше?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Наконец Васиштха, героически взяв себя в руки, ликвидирует Брахмаданду и говорит Вишвамитре, мол, я тебя прощаю, только ради всего святого -- исчезни с глаз. После чего поворачивается и уходит.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Вишвамитра, являя качества упертого кшатрия, продолжает бредить поединком, как Запад -- войной против России. С той же степенью разумности. Нарада изо всех сил пытается его утихомирить, но не слишком преуспевает. Единственное, что уразумел Вишвамитра: его духовных достижений пока недостаточно.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Следующие годы (или века?) он посвящает тому, чтобы стать брахманом 80-го левела достигнуть ранга брахмариши. Он обрел невообразимые силы, но не успокоился и все еще жаждал победы над Васиштхой.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Дальше мы видим уже знакомый эпизод с царем, пожелавшим попасть живым на небо. Васиштха отказывается, а Вишвамитра обещает дерзнуть на дело, которое его соперник полагает безнадежным, если царь Сатьяврата примет его как гуру.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Сперва царь возносится в огненном столпе, но на пороге Индра его заворачивает обратно, не принимая никаких ссылок на силу аскез Вишвамитры. Тот грозит создать новую Сваргу, если его ученика не пустят в эту. И все увидят, вот! Вновь явившийся Нарада намекает, что это бесполезно.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

А чтобы стать брахмариши, придется поладить с Васиштхой. Потому как дать посвящение может только он. Вишвамитра клянется обойти этот закон: он добьется, чтобы его посвятил сам Брахма. А сваргу для царя Сатьявраты он таки сотворил. Теперь это место зовут Тришанка-локой.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Вишвамитра ушел и вновь предался аскезам и медитациям. Наконец боги, боясь его силы и необузданности, подослали к нему апсару Менаку. На некоторое время бывший воин забыл о своей навязчивой идее превосходства, а апсара родила ему дочь. Будущую царицу Шакунталу. Но в конце концов ей пришлось вернуться на небеса, и у Вишвамитры появился зуб еще и на обманувших его богов.

Он бросил маленькую дочь прямо в лесу и ушел. В аскезу. Настолько суровую, что в один прекрасный день тело его стало божественным и он очистился от всех пороков. Но не избавился от горечи поражения и желания превзойти Васиштху. Для этого он отправился к царю Джанаке -- видимо, на состязание мудрецов, знакомое нам по "Сите и Раме". Но дело вновь кончилось ничем: Джанака не смог решить, кто из мудрецов лучший, и послал обоих к Змею. В смысле -- к Шеше.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Змей назначил испытание: поднять Землю, покоящуюся на его голове, и удержать. Как ни странно, получилось у обоих. Шеша признал боевую ничью.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Тогда Вишвамитра вновь ушел в медитацию. И результатом его аскезы стала Гаятри-мантра, и рождение богини, ее олицетворения. И ее благословение гласило, что Вишвамитра станет известен как величайший и непревзойденный.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Но скажи, царь, настаивает Бетааль, в чем же была заслуга Вишвамитры? Викрам в ответ произносит Гаятри-мантру. Вот главная заслуга Вишвамитры.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Ответ правильный, но Бетааль снова сбегает. Викрам ловит его по всей чаще, клянясь, что однажды таки выловит и унесет. Наконец Бетааль проявляется вновь, произнося двустишие -- шлоку. Викрам не настроен беседовать о поэзии. Ладно, соглашается Призрак, тогда объясни мне значение слова "шлока" и неси куда вздумается.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Странно, возможно, дело в переводе, но Викрам объясняет смысл произнесенного двустишия, а не определение шлоки, но Бетааль принимает ответ, вновь забираясь на плечи самраджа. Пошли, Викрам! Я согласен. Иду по доброй воле!

Но смысл шлоки заключается в том, что Гуру следует почитать выше Бога. И об этом будет следующий вопрос.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Слушай, царь, я расскажу о нем. Экалавья, сын Хираньядхана. Имя отца означает "Золотой Лук" -- самое имя для царя лучников-бхилов. Впрочем, его племя, кажется, рыбаки -- один из предписанных нишадам родов занятий. Ещё они, между прочим, корабельщики. Индологи до сих пор не могут понять, с какой стати. Предполагают здесь след времен Хараппы. Но главное: почему нишада Экалавью играет белый парень? Не могли настоящего бхила взять, расисты?

Ну ладно. Главное -- Экалавья крут! Первая в мире стрела с самонаведением!

Кадр из фильма
Кадр из фильма