Итак, мы остановились на поединке. Мудрецы стоят, громко предавая друг друга поношению, причем Вишвамитра высказывает какую-то совершенно гопничью мысль: мол отдал бы корову добром, и ни фига бы не случилось с твоими сыновьями. Васиштха, призвав невесть с какой стати богиню Чамунду (ведический Васиштха скорее призвал бы Варуну), скатывает файербол.
Вишвамитра, никого не призывая (по крайней мере вслух), скатывает такой же. Некоторое время они кидаются огненными шарами и молниями, никто не победил.
Затем Васиштха, воззвав к Брахме, извлекает из воздуха сверкающий молниями топор. На все это смотрят с облаков совершенно офонаревшие боги. Топор Индра опознает как "оружие Брахмаданда", и предвидит скорый конец и Вишвамитры и всего мироздания.
Тут, как водится в таких случаях, с неба сваливается Нарада с криком: "Васиштха, не надо, убери ради Нараяны!". Васиштха сперва упирается, но Нарада сражает его аргументом, мол: он твоих сыновей убил, а ты сейчас вообще всех живущих поубиваешь, чем будешь лучше?
Наконец Васиштха, героически взяв себя в руки, ликвидирует Брахмаданду и говорит Вишвамитре, мол, я тебя прощаю, только ради всего святого -- исчезни с глаз. После чего поворачивается и уходит.
Вишвамитра, являя качества упертого кшатрия, продолжает бредить поединком, как Запад -- войной против России. С той же степенью разумности. Нарада изо всех сил пытается его утихомирить, но не слишком преуспевает. Единственное, что уразумел Вишвамитра: его духовных достижений пока недостаточно.
Следующие годы (или века?) он посвящает тому, чтобы стать брахманом 80-го левела достигнуть ранга брахмариши. Он обрел невообразимые силы, но не успокоился и все еще жаждал победы над Васиштхой.
Дальше мы видим уже знакомый эпизод с царем, пожелавшим попасть живым на небо. Васиштха отказывается, а Вишвамитра обещает дерзнуть на дело, которое его соперник полагает безнадежным, если царь Сатьяврата примет его как гуру.
Сперва царь возносится в огненном столпе, но на пороге Индра его заворачивает обратно, не принимая никаких ссылок на силу аскез Вишвамитры. Тот грозит создать новую Сваргу, если его ученика не пустят в эту. И все увидят, вот! Вновь явившийся Нарада намекает, что это бесполезно.
А чтобы стать брахмариши, придется поладить с Васиштхой. Потому как дать посвящение может только он. Вишвамитра клянется обойти этот закон: он добьется, чтобы его посвятил сам Брахма. А сваргу для царя Сатьявраты он таки сотворил. Теперь это место зовут Тришанка-локой.
Вишвамитра ушел и вновь предался аскезам и медитациям. Наконец боги, боясь его силы и необузданности, подослали к нему апсару Менаку. На некоторое время бывший воин забыл о своей навязчивой идее превосходства, а апсара родила ему дочь. Будущую царицу Шакунталу. Но в конце концов ей пришлось вернуться на небеса, и у Вишвамитры появился зуб еще и на обманувших его богов.
Он бросил маленькую дочь прямо в лесу и ушел. В аскезу. Настолько суровую, что в один прекрасный день тело его стало божественным и он очистился от всех пороков. Но не избавился от горечи поражения и желания превзойти Васиштху. Для этого он отправился к царю Джанаке -- видимо, на состязание мудрецов, знакомое нам по "Сите и Раме". Но дело вновь кончилось ничем: Джанака не смог решить, кто из мудрецов лучший, и послал обоих к Змею. В смысле -- к Шеше.
Змей назначил испытание: поднять Землю, покоящуюся на его голове, и удержать. Как ни странно, получилось у обоих. Шеша признал боевую ничью.
Тогда Вишвамитра вновь ушел в медитацию. И результатом его аскезы стала Гаятри-мантра, и рождение богини, ее олицетворения. И ее благословение гласило, что Вишвамитра станет известен как величайший и непревзойденный.
Но скажи, царь, настаивает Бетааль, в чем же была заслуга Вишвамитры? Викрам в ответ произносит Гаятри-мантру. Вот главная заслуга Вишвамитры.
Ответ правильный, но Бетааль снова сбегает. Викрам ловит его по всей чаще, клянясь, что однажды таки выловит и унесет. Наконец Бетааль проявляется вновь, произнося двустишие -- шлоку. Викрам не настроен беседовать о поэзии. Ладно, соглашается Призрак, тогда объясни мне значение слова "шлока" и неси куда вздумается.
Странно, возможно, дело в переводе, но Викрам объясняет смысл произнесенного двустишия, а не определение шлоки, но Бетааль принимает ответ, вновь забираясь на плечи самраджа. Пошли, Викрам! Я согласен. Иду по доброй воле!
Но смысл шлоки заключается в том, что Гуру следует почитать выше Бога. И об этом будет следующий вопрос.
Слушай, царь, я расскажу о нем. Экалавья, сын Хираньядхана. Имя отца означает "Золотой Лук" -- самое имя для царя лучников-бхилов. Впрочем, его племя, кажется, рыбаки -- один из предписанных нишадам родов занятий. Ещё они, между прочим, корабельщики. Индологи до сих пор не могут понять, с какой стати. Предполагают здесь след времен Хараппы. Но главное: почему нишада Экалавью играет белый парень? Не могли настоящего бхила взять, расисты?
Ну ладно. Главное -- Экалавья крут! Первая в мире стрела с самонаведением!