Сейчас я буду ныть.
Не зря я так не хотела смотреть «King’s Man: Начало». Я чувствовала, что после задорной первой части, после чуть шатающейся, но ещё держащей марку второй, снимать исток истории – дурная затея. Постоянные же переносы фильма и вовсе давали откровенный намёк на то, что мне точно смотреть не стоит. Доходило до абсурда: поход в кино был запланирован, уже состоялся, и…сеанс внезапно отменили.
Вот не надо было мне этого смотреть!
Снимать предысторию, имея уже готовые фильмы, сложившие правила игры и вселенной – это изначально провал. Да-да, «Звёздные войны», я на вас смотрю! Как правило, фильмы, решившие внезапно показать истоки истории, рождают больше сюжетных дыр и до неузнаваемости меняют или заставляют персонажей деграднуть.
Это раздражает.
Итак, в первом фильме «King’s Man» мы видели уже сложившуюся организацию шпионов, во второй мы видели как он пал и возник к концу фильма заново, и вот теперь у нас есть шанс вернуться к самому началу и посмотреть, как это было, как же становился King’s Man. И, откровенно говоря, становился и начинал он очень скучно, скомкано и невнятно.
Но к фильму.
1902 год, британский аристократ Орландо – герцог Оксфордский, его жена и их маленький сын Конрад посещают концентрационный лагерь в Южной во время военного противостояния Британской Империи и Оранжевой Республики, противостояния, закончившегося ликвидацией Республики и победой Британии. Всё семейство занято работой в Красном Кресте.
Супруга герцога убита во время снайперской атаки буров на лагерь, в результате чего Орландо решает, что миру нужен кто-то, кто предотвратит такие конфликты до того, как они произойдут.
И фильм сразу обозначает этой сценой, что показывает откровенную фигню. Оставим вопросы в стиле: «какого чёрта герцог потащил свою жену и своего сына в КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ КОГДА КОНФЛИКТ ЕЩЁ НЕ ЗАКОНЧЕН?!»
Оставим его. Оста-авим.
Ровно как и то, почему жена герцога решила бежать, даже не пытаясь пригнуться сквозь стрельбу снайпера. Кстати, очень большая удача, что тот был один, и что на оставленного без присмотра Конрада (ребенка, на минуту), никто не покусился.
Впрочем, кончина матери выглядит предполагаемо аж до зубной боли. Она ведёт такую беседу с сыном, из которой следует, что минута-две и её не станет, иначе зачем было всё это «запомни мои слова»?.. нет, тут и к гадалке не ходи. Из начальной сцены мы также узнаём, что Конрад увлекался артурианой, и понимающе киваем головой – вот откуда пошли все эти Ланселоты, Галлахады, Мерлины…
Двенадцать лет спустя Орландо завербовал двух своих слуг, Шолу и Полли, в свою шпионскую сеть, призванную защищать Соединенное Королевство и Британскую империю от приближающейся Великой войны. Конраду, стремящемуся воевать, это запрещает отец, который убеждает генерала Китченера, государственного секретаря по вопросам войны, не позволять сыну вступать в армию. Да, у меня есть вопросы и здесь…с одной стороны, Орландо можно прекрасно понять – он не желает отпускать своего сына и опекает его от всего, понимая одновременно, что это не может длиться вечно, Конрад в свою очередь, хочет свободы, хочет поступить в гренадёрский полк, хочет вырваться из-под опеки отца – здесь нельзя винить фильм – история показана драматично и красиво, а главное – логично. У меня вопросы больше к слугам, а вернее – к Полли.
Во-первых, та умеет подхамить Орландо, что уже ставит под сомнение её профессионализм, во-вторых, во время тренировки боем Конрада и Шолу она…СТРЕЛЯЕТ, разгоняя их.
*минута скорбного молчания*.
ЖЕНЩИНА, ТЫ В СВОЁМ УМЕ? А ЕСЛИ БЫ ТЫ ПОПАЛА?!
Генерал Китченер в исполнении моего любимого актёра Чарльза Дэнса выказывает Орландо опасения, мол, беспокоится он за эрцгерцога Франца Фердинада, это приводит к тому, что Орландо и Конрад едут-таки к эрцгерцогу…
Оставим пока этих в стороне. Перейдёт к главгадам. На этот раз главгадов много, и все они – исторические личности, подчиняющиеся таинственному Пастырю. В группу входят Мата Хари, Распутин, Гаврило Принцип, Эрик Хануссен (а позже Ленин и Гитлер). И здесь нужна ещё одна минута скорбного молчания в честь исторических личностей и осознания от творящегося на экране.
Пока Пастырь таинственно вещает своим «послушникам», на исторических костях которых и пляшет этот фильм, происходит ровно одна забавная сцена – распределение колец с изображением животных. Но так как ничего толком из этих колец не выйдет, забываем. Пастырь поручает Гаврило убрать Фердинанда.
Далее мы видим сцену, где Гаврило пытается бросить бомбу в машину эрцгерцога, но Конрад отбивает её, и бомба попадает в соседнюю машину кортежа Фердинанда.
И здесь минутка исторической справки. Дело в том, что первая попытка покушения была произведена 28 июня 1914, но не Гаврило, а Неделько Чабринович бросил гранату и промахнулся, в результате осколками был убит шофёр третьей машины и ранены её пассажиры, а также полицейский и прохожие из толпы. Чабринович проглотил заранее полученный им яд (цианистый калий), но его только вырвало и он прыгнул в реку, но уже в реке был схвачен, жестоко избит и передан в руки австрийцев. Другие заговорщики не смогли ничего сделать из-за заслонившей машину толпы. Покушение провалилось.
Уже позже, когда Франц в этот же день решил навестить раненых, маршрут его движения было решено изменить, но шофёра об этом предупредить забыли, зазевались ребята, и по роковой случайности Гаврило Принцип действительно увидел живого, которого до этого считал уже убитым, Фердинанда и застрелил его самого и его жену.
В принципе, я понимаю и даже оправдываю значительно сокращение этой истории, потому что всё было довольно сложно и фильму нужно было показать это событие, не перевирая уж очень, но сокращая и объясняя. Словом, ладно… но сцена, где Гаврило Принцип проваливает первое покушение, а после этого грустит в кафе, рассчитывая глотнуть яда – это, ребята, перебор.
Группа Орландо, полагаясь на информацию от социально-невидимых слуг других высокопоставленных лиц, узнает, что Принцип был частью заговора с целью столкнуть Россию, Германию и Британию друг против друга. Группа, возглавляемая Пастырем из секретной штаб-квартиры на вершине горы, имеет собственную сеть агентов, в том числе русского мистика Григория Распутина.
*минутка вздоха*
Понятное дело, вокруг Распутина до сих пор ведутся споры: кем он был? Святой ли? Старец с высоким уровнем эмпатии и врождённым психологическим влиянием? Безумец, возомнивший о себе? Сектант? Колдун? Агент чьей-то воли?.. сложная личность, овеянная множеством мифов. Я думаю, что истина где-то посередине всех версий. Возможно, просто человек с даром внушения и утешения, возможно, с его подачи что-то и было решено, но оставьте его уже в покое?!
Однако этот фильм превращает все тёмные версии в одну, отвратительную, показывая Распутина одновременно пьянью, развратником, безумцем и агентом Пастыря, да ещё и отравителем!
Распутин по приказу Пастыря манипулирует Николаем Вторым, отравив его маленького сына, и вылечив его только тогда, когда Николай обещает выйти из войны…
Я просто промолчу.
Конрада уведомляет о манипуляциях Распутина его двоюродный брат, князь Феликс Юсупов. Зная, что Западный фронт останется уязвимым, если Россия выйдет из войны, Конрад передает эту информацию Китченеру и его адъютанту Мортону, которые отправляются в Россию. Их корабль оказывается потоплен. Весть о смерти Китченера достигает Орландо, побуждая его отправиться в Россию с Шолой, Полли и Конрадом, чтобы раз и навсегда разобраться с Распутиным.
На праздничном вечере, устроенном князем Юсуповым, Орландо, Шола, Конрад и Распутин дерутся, стычка заканчивается только тогда, когда Полли стреляет и убивает Распутина.
И… я с огромным трудом могу выдержать эту сцену без желания браниться. Потому что, граждане-киноделы, да что вы творите-то?! это издевательство. Нет, попытка обыграть смерть Распутина, где и яд не яд, и выстрел не выстрел – это было почти остроумно. Но даже у мульта «Анастасия» это вышло лучше!
Итак, Распутин повержен, а моя вера в этот фильм мертва.
По приказу Пастыря Эрик Ян Хануссен, советник кайзера Вильгельма II, (хм, а занятно, на самом деле, что у Николая Второго Распутин, у Вильгельма ясновидящий и оккультист Хануссен, но это к фильму не относится), отправляет телеграмму Циммермана – депешу министра иностранных дел немецкому послу в США.
Кстати, документ очень любопытный: «Мы намерены начать с 1 февраля беспощадную подводную войну. Несмотря ни на что, мы попытаемся удержать США в состоянии нейтралитета. Однако в случае неуспеха мы предложим Мексике: вместе вести войну и сообща заключить мир. С нашей стороны мы окажем Мексике финансовую помощь и заверим, что по окончании войны она получит обратно утраченные ею территории Техаса, Новой Мексики и Аризоны. Мы поручаем вам выработать детали этого соглашения. Вы немедленно и совершенно секретно предупредите президента Каррансу, как только объявление войны между нами и США станет совершившимся фактом. Добавьте, что президент Мексики может по своей инициативе сообщить японскому послу, что Японии было бы очень выгодно немедленно присоединиться к нашему союзу. Обратите внимание президента на тот факт, что мы впредь в полной мере используем наши подводные силы, что заставит Англию подписать мир в ближайшие месяцы.
Циммерман»
Хотя сообщение было перехвачено британской разведкой и передано США, президент Вудро Вильсон отказывается вступать в войну без конкретных доказательств. Пастырь вербует Владимира Ленина (я молчу) и приказывает большевикам свергнуть царя и вывести Россию из войны (Я ВСЁ ЕЩЁ ПЫТАЮСЬ МОЛЧАТЬ).
Конрад зачисляется в гренадерскую гвардию вопреки воле отца. Орландо встречается с королем Георгом V, который вызывает Конрада обратно в Британию. Конрад отправляет вместо себя молодого солдата Арчи Рида, дав ему кодовое имя «Ланселот», чтобы он отправил сообщение своему отцу. Под видом Арчи, Конрад добровольно отправляется на миссию, чтобы получить информацию от раненого там британского агента, но по возвращении его принимают за немецкого шпиона и случайно убивают – и эта сцена ещё бредовее начальной. Однако информация, которую он получил от шпиона, является доказательством, необходимым президенту Вильсону для вступления в войну.
К слову, я была уверена, что Конрад останется жив, ибо у него вид главного персонажа, и это было удивлением увидеть его смерть. Хотя всё обставлено так слабо, что черт с ним.
Группа Орландо узнает, что президента Вильсона шантажируют фильмом, в котором его соблазняет один из агентов Пастыря, Мата Хари...
И на этом моменте я снова пытаюсь промолчать.
Орландо находит ее в американском посольстве и после победы над ней забирает ее кашемировый шарф, сделанный из редкой шерсти, которую можно найти только в одном конкретном горном регионе. Правильно определяя это место как оперативную базу Пастыря, Орландо, Шола и Полли направляются туда и пробиваются внутрь. Мортон, который инсценировал свою смерть и потопил линкор, оказывается Пастырем. И…если вы досмотрели до этого момента, то вам, скорее всего, уже плевать на Пастыря, ибо вразумительной мотивации творить такое у него нет.
Орландо и Шола сражаются и убивают Мортона, в то время как Полли забирает оригинал пленки фильма о соблазнении Вильсона, позволяя силам его страны мобилизоваться.
Через год после окончания войны Орландо покупает ателье «Kingsman» в качестве прикрытия для своей организации. Орландо, Шола, Полли, король Георг, Арчи Рид и посол США составляют первоначальный Kingsman, каждый из которых берет кодовое имя из легенды о короле Артуре в честь Конрада. В середине титров выясняется, что Хануссен принял личность Пастыря и знакомит Владимира Ленина с молодым Адольфом Гитлером.
Всё. мы выжили. Мы прошли через эту ахинею.
Начало двадцатого века кипит событиями и переломами во всех частях света, он представляет собою большое количество по-настоящему одиозных личностей, и, положа руку на сердце, я понимаю желание подогнать историю Кингсмэн под историю общемировую. Но я не могу смотреть на это. Мне даже становится обидно за те воплощения, которые так радостно демонстрирует фильм.
Да и сюжет перегружен. Да, он перегружен. Он даёт нам целую кучу событий, и говорит: «не потеряйся!». Он даёт нам целую кучу исторических персонажей и извращает их до чёрт знает чего, низводит и демонизирует.
И при этом остаётся скучным. Парадокс, но это так. фильм скучен. Персонажи блекловаты или насыщенно карикатурны, что аж тошно. главгад вообще едва ли вам запомнится. И это обидно, потому что здесь много хороших актёров, которым просто не дали раскрыться. Например, Даниэль Брюль в роли Хануссена – это находка, актёр шикарен, и я часто вижу его в фильмах, да и сам Хануссен прожил интересно, чего только стоит его попытка сблизиться с членами НСДАП. А Мата Хари? Про Распутина я лучше промолчу, ибо боюсь перейти на нецензурщину.
Фильм вялый при обилии попыток прервать эту вялость. А ещё его нужно прямо внимательно слушать, ну и к тому же нужно немножко понимать о периоде событий, немножко больше, чем просто о том, что «вот-де была Первая Мировая война…». Вообще, это риск делать столь сложный фильм в развлекательных прежде декорациях.
Но при всём моём уважении к первой, второй части, при всей моей любви к кинематографу в целом и почтении к истории…я отказываюсь признавать этот фильм как начало Кингсмэна. Для меня существуют две части. А это что-то отдельное. И это отдельное мне ни разу не нравится.
Первые фильмы были развлекательными, где-то остроумными, где-то дуболомными, но сорвать резьбу и улететь с горки удалось только этому фильму. и это полное разочарование для меня.