СДВГ рассматривается сегодня как трудноизлечимое расстройство, которое, однако, встречается преимущественно в детском возрасте. Известны случаи, когда диагноз СДВГ ставился впервые взрослым людям, но обычно считается, что с возрастом больные приспосабливаются к проявлениям СДВГ или даже "перерастают" их.
Какие признаки могут говорить о том, что у ребенка СДВГ? Прежде всего это триада классических симптомов: невнимательность или затруднение концентрации внимания, собственно гиперактивность и неумение контролировать свое поведение - импульсивность. Все эти признаки должны наблюдаться у ребенка длительно, в течение многих лет, в связи с чем сегодня во многих странах диагноз СДВГ не ставят детям младше 12 лет (!). Тем не менее, начало расстройства должно быть ранним, до 7 лет.
Что же касается уровня психического развития, то дети и подростки с СДВГ обычно отстают в развитии от сверстников, поскольку им труднее усваивать информацию, однако не сильно (серьезное отставание и низкий коэффициент интеллекта говорят о другом заболевании). Однако для окружающих взрослых дети с СДВГ часто выглядят как "трудные" или "проблемные". Такие дети часто:
- теряют необходимые вещи;
- проявляют забывчивость в повседневных, бытовых ситуациях;
- с трудом сосредоточиваются на выполнении заданий, в том числе в школе (точно то же самое происходит и в интересных занятиях, например, в играх! Так что дело не в скуке или лени, которые могут присутствовать у вполне здорового ребенка);
- часто бросают начатое дело на полпути (опять-таки, это может быть сколь угодно интересное занятие - людям с СДВГ сложно делать долго любое дело);
- непоседливы, им сложно усидеть на месте;
- любят громко кричать, стучать, петь, вообще создавать шум тем или иным образом;
- перебивают других в разговоре, без спроса "помогают" другим в делах...
Одним словом, увы, понятно, почему СДВГ путают с невоспитанностью. Однако гиперактивные дети совершенно ни в чем не виноваты, как, конечно же, и их родители. Единственное, что здесь могут сделать старшие - это принять своих детей такими, какие те есть, воспитывать и обучать в соответствии с их особенностями.
О том, как это делать, и какими ресурсами обладает современная педагогика для коррекции симптомов СДВГ, мы с вами поговорим в следующем материале. Оставайтесь с нами!