Во время Второй мировой войны ученые и техники были вовлечены в разработку новых технологий. Одним из интересных направлений были планы по созданию летающих танков. Идея имела много преимуществ, но и серьезные недостатки. Последнее не позволило летающему танку выйти за пределы стадии проекта.
Олег Антонов - советский авиаконструктор, был не единственным, кому пришла в голову идея добавить к танкам крылья. Перспектива была заманчивой для военных, поскольку сочетала в себе идею тяжелой наземной техники с возможностью быстро перемещать ее на дальние расстояния.
Перегонять танки на место никогда не было выгодно. Бронетехника на гусеницах потребляет огромное количество топлива и очень медлительна. При длительной езде, особенно по пересеченной местности, они быстро выходят из строя. Поэтому их нужно доставлять к месту боя другими видами транспорта. Советский Союз чаще всего использовал железные дороги.
Идея Антонова заключалась в том, что это будет планер-танк, который можно будет перевозить по воздуху сразу с экипажем внутри.
В истории боевой авиации было и есть еще несколько проектов под названием «летающий танк». Одним из них является немецкая машина Henschel Hs129.) Использовался в 1942-45 гг. на Восточном фронте, фактически это был двухмоторный штурмовик.
Англичане в то же время работали над летающим джипом под названием Hafner Rotabuggy.
Олег Антонов и ВВС СССР
Олег Антонов был очень азартным, увлеченным человеком, хотя в его биографии нет неожиданных поворотов. Он родился в 1906 году в Московском уезде, здесь же учился в школе. С детства он был очарован самолетами и получил высшее образование в этом направлении.
Затем он стал конструктором планеров, возглавив собственное конструкторское бюро в 1940 году, и вскоре оказался очень востребованным. Нападение Третьего рейха в 1941 году вынудило Советский Союз активизировать исследования в области военных технологий.
Вторая мировая война стала первой войной, в которой были максимально задействованы боевые возможности авиации. Отсюда и идеи повышения эффективности танков путем установки их на крылья планера с полным снаряжением и экипажем.
А-40 КТ - гениальная идея, обреченная на провал?
Оправившись от первого шока, вызванного нападением Третьего рейха, Советский Союз мобилизовал все силы. Олегу Антонову, известному и уважаемому в то время конструктору, поручили разработать летающий танк.
Главной особенностью, ожидаемой от новой машины, была возможность действовать сразу после приземления. На практике это означало оснащение танка крыльями, так как десантирование с парашютом представляло слишком большой риск для техники и экипажа.
Антонов решил использовать уже существующую модель танка Т-60 и приделать к ней съемные крылья. Т-60 был легким танком, разрабатываемым с 1938 года. Он был не очень хорошо вооружен, но достаточно легок, чтобы превратиться в летающий гибрид.
Первая проблема, которую можно увидеть при взгляде на саму конструкцию, это площадь, занимаемая крыльями. Каждый танк должен был нести конструкцию общей площадью 85 м2 и размахом крыла 18 м — огромная площадь для одного танка.
Вторая заключалась в снятии боекомплекта, вооружении и сокращении топлива до минимума. Таким образом, машина была пригодна для буксировки по воздуху, но ее боевая эффективность была уже невысокой.
Способ транспортировки оказался самой большой проблемой. Чтобы уменьшить вес всей конструкции, Антонов решил установить на танк крылья планера. Его должны были буксировать тяжелые дальние боевые самолеты: Пе-8 или ТБ-3. Предполагалось вести его в 30-40 км от места боя. Остальное управление взяли на себя танкисты, которые после приземления должны были отцепить крылья и идти в бой.
Во время экспериментального полета 2 сентября 1942 г. возникли новые проблемы. Все это дело не могло подняться выше 40 метров. К тому же самолеты-буксировщики едва могли развивать скорость 130-135 километров в час.
По одной из версий, прототип приземлился правильно, несмотря на то, что температура воды в двигателях стала повышаться. По второй версии, машина не избавилась от крыльев и приземлилась вне запланированной площадки. В любом случае стало ясно, что технические препятствия превышают преимущества крылатых возможностей танка.
А-40КТ был одним из тупиков военной техники. В конце концов, танки стали перемещаться валовыми самолетами, а после большими транспортными самолетами.
Тем не менее, предпочтительным видом транспортировки танков являются железные дороги или специальные транспортеры. В некоторых случаях возможно использовать и морской путь. Все-таки транспортировка танков по воздуху обходится дорого и создает много проблем. Тем более что конструкции большинства боевых машин очень тяжелая.
В одном конструкторы транспортных средств 1940-х годов были правы. Проще всего вести войну с воздуха - от дронов до бомбардировщиков и ракет различной дальности. Современная война в основном ведется в небе.