Оконная рама на кухне в бабушкиной квартире была окрашена синей краской, а само окно увито диким виноградом. Самое красивое.
Это окно на первом этаже было как раз там, где тропинка срезала угол тротуара - через двор бабушкиного дома все шли на субботний базар, мимо ее окна.
Никитичны …
Ильиничны …
Петровны …
Николаевны…
Олеговны…
протекали рекой мимо бабушкиных окон и каждая тут же узнавала, что у бабушки гостит старшая внучка. В ответ они все непременно говорили о том, как я выросла и как я похожа на Зою или Валентина. Я не знала всех этих женщин и каждый раз удивлялась, откуда они знают меня.
Их лица и имена сливались в поток, который истощался к обеду - это означало, что базар закончился.
Бабушка для них была «Тихоновна», но для большинства все-таки Тамара Тихоновна.
Проходящие мимо женщины были в основном ровесницами бабушки. Так почему же называли друг-друга по имени- отчеству?
С бабушкой Тамарой точно иначе было нельзя.
Просто удивительно, как она умела создавать дистанцию и немного возвышать себя над другими. Немного, чуть-чуть - но уже другой статус, отношение, уважение.
Бабушка крутилась на своей крохотной кухне, окна были нараспашку, так что никто не мог просто проскользнуть мимо бабушкиного зоркого взгляда.
Люди шли на базар и здоровались, шли обратно - отчитывались покупками.
Сама она была на базаре первой. Ей доставались лучшие помидоры, рыба и лучшие цены - она как первый покупатель неизменно приносила удачу продавцу, и к моменту моего пробуждения на кухне уже был готов завтрак.
Когда субботний базар заканчивался, наступало время разговоров на лавочке с соседками.
Кто-что и почем купил.
Что и как подорожало.
Кто-кого встретил.
Кто-кому-что рассказал.
Кто-что и как приготовил на обед и ужин.
Кого и что сегодня показали или ещё покажут по ТВ.
В 90-е годы все бабушкины соседки превратились в поклонниц Кашпировского и кинокритиков мексиканских сериалов. Самым главным критиком была, конечно, она - моя бабушка. Хотя сама она сериалы вроде бы не любила, но ради поддержания разговора была в курсе всех событий. Ее звонкий голос звучал ярче и громче всех. Ее мнение было самым-самым. А если кто-то не соглашался, бабушка не спорила, а просто бросала один из своих колких взглядов. Он - бабушкин взгляд- был содержательней любых слов.
Вечером лавочки пустели.
Столы, за которыми мужчины играли в домино, заполнялись.
Наступило время просмотра телевизора.
Если в этот день я ночевала у бабушки, то мы вместе устраивались на ее узкой кровати и смотрели ТВ, параллельно отгадывая кроссворды. Брошюры с почти одинаковыми кроссвордами, напечатанными на газетной бумаге, были любимым занятием.
Так заканчивалась ещё одна суббота. …..