I.
Что такое искусство?
Как понять, что данная картина или музыкальное произведение является искусством, а не дешёвой попсой? Ведь, действительно, когда автор кричит, что его творение есть искусство, а вы все дураки и ничего не понимаете, то сомнения в нашей голове рано или поздно появляются. А может он прав? Может эта мазня, эти строки, в самом деле, являются настоящим искусством, а я просто глупый человек, который не разбирается в этом. Для таких случаев, есть прекрасные искусствоведы, которые отлично разбираются в этом и, безусловно, помогут разобраться вам с этой проблемой. Как отличить искусство от подделки, от пафосной маски, здесь не будет говориться. В этой статье я расскажу, что такое искусство, его основы и в чём суть вопрос и ответов в современном понимании искусства.
Итак, что же такое искусство? Я не буду давать точное определение, ибо это понятие включает в себя очень многое. Искусство – это в первую очередь спасение, побег из пугающей реальности. В прошлые века люди не говорили с жизнью, говорили только с красивой моделью. Они читали, слушали, смотрели, и думали, что всё это и есть жизнь. Что так и надо жить, как там написано. Они свято верили, что в театре актёры по-настоящему любят друг друга, по-настоящему умирают. Нашему человеку это прозвучит дико, но тогда аудитория не видела грань между сюжетами и собственной жизнью. Читатель, зритель, слушатель был ребёнком, который приходил в «школу» и учился предмету «жизнь». Когда он выходил из этой «школы», он видел совершенно другое, более грязное, опасное. Агрессивная среда пугала тогдашнего человека, и лишь мнимая «школа» прятала глаза и уши этому ребёнку. Между человеком и пониманием жизни стоял посредник, то есть искусство. Искусство проповедовала идеи, которые жаждал услышать человек. Если он хотел романтическую любовь, то «школа» сразу же давала ему это. Если он хотел ощутить криминальные разборки, то ему это мгновенно предоставлялось. Человек купался в этих модельках, не замечая, как его собственная жизнь уходит от него. Он тратил своё время на искусственную замену жизни.
Эту ситуацию можно сравнить и с верой. Когда человек приходил в церковь, чтобы услышать Бога, но слышал за место этого, лишь церковь. Церковь выступала в качестве посредника между человеком и Богом, при этом человек искренно верил, что церковь это и есть Бог. Сами понимаете, что тот человек абсолютно заблуждался. Неочеловек, человек двадцать первого века может общаться с Богом напрямую, без каких-то посредников. Он понимает, что церковь – лишь указатель, где находится Бог, но не сам Бог. Неочеловек понимает, что только внутренняя свобода, внутренняя ответственность поможет искренно и уверенно общаться с Всевышним. Эту свободу и ответственность не даст другой человек или церковь. Как и не даст искусство человеку жизнь, понимание жизни.
Искусство не должно учить человека. Оно должно заставлять размышлять, направлять, предлагать различные идеи.
Проповедь, лишь мотивирует, а исповедь даёт весомые доказательства. Когда аудитория видит чистую искренность от автора, а не пафосный идеал, то аудитория начинает верить ему. Да, вера это ещё не значит одобрение. Безусловно, многим откровенности не понравятся, но они хотя бы будут показывать, что автор не лжёт. Ложь, современный человек ощущает гораздо острее, чем человек, например, девятнадцатого века. Ложь – одна из немногих причин, почему «продукты» многих авторов быстро надоедают и забываются. Теперь люди замечают искусственность произведений, их нежизнеспособность. Ведь, согласитесь, что с одним и тем же сюжетом сериалы и фильмы очень быстро надоедают.
Неочеловек больше не верит искусству. Искусство потеряло власть над человеком. Теперь, как и церковь, искусство – всего лишь знак, стрелочка, а не конечная цель. Современный человек по-настоящему живёт своей жизнью и адекватно воспринимает шедевры искусства.
II.
Основы искусства.
На чём стоит искусство? Разумеется, на трёх синих китах, а именно на: времени, пространстве и «точке». Без этих трёх элементов, назвать произведение искусством нельзя. Если не будет одного, то разрушатся и остальные.
Поговорим о времени. Время для искусства есть бесконечный круг, по которому бродят все возможные сюжеты, образы, идеи и т.д.. Когда автор закончил своё творение, тогда оно ему уже не принадлежит. Автор вкладывает определённые знаки и их значения, которые характерны определённому времени и пространству. Эти знаки и значения есть культурный код, который характерен данной эпохи, данному государству, сословию, данным ценностям. Каждый человек воспримет это произведение по-своему, опираясь на свой опыт, на ценности, которые вложила в него время и пространство. Восприятия мира человека из восемнадцатого века и двадцать первого абсолютно различаются. А это значит, что и понимание картины тоже будут разными. Например, если два века назад самоубийство от не разделённой любви могло вызвать восхищение, то в наше время такое действие вызовет скорее чёрную иронию, нежели благородную жалость. Время – гипс, в который попадет каждая мелкая частичка пыли. Поскольку современный автор не может ничего создавать (самостоятельно), а только может разрушать, то для созиданий и даже иногда для разрушений, он берёт уже готовую частичку из огромного неуклюжего гипса. Время – рог изобилия, которым активно все пользуются, но почему-то мало кто замечает этого. Если не существовало бы времени, то не было бы и плагиатов, и сравнений. Мы бы просто не знали, что данный сюжет уже был написан до нас. Да, возможно, это минус, что чем дольше человечество живёт, тем менее оно оригинально. Но всё же плюс более существенней, ибо время даёт готовую почву для семян (пространство). Именно время показывает, что есть искусство. Ни пространство, ни «точка», а именно время. Так что автор должен концентрироваться в первую очередь на этого синего кита.
Пространство не менее важный элемент для искусства. Если время – почва, то пространство – семена. Если для аудитории время может быть одинаковым, то пространство будет абсолютно разным. Пространство более индивидуальное, более тонкое, чем грубое время. В каждом пространстве свои законы, своя мораль, свои границы допустимого. Человек из другого пространство не поймёт восприятие другого. Ему покажется такое понимание картины странным, неприемлемым, может быть даже диким. Если со временем не договоришься, то с пространством можно вести диалог. При желании, люди могут изучить все нормы того пространство, откуда пришло данное произведение. Без понимания пространство и времени, без принятий их, вы не сможете почувствовать и осознать искусство. Искусство без пространства просто не созреет, не выйдет из почвы. Искусство отражает своё пространство на прямую, а не косвенно, как со временем. Пространство показывает форму, цвет, свет, звук, идеи, границы и тп. Пространство это не только внешний обзор автора, но и внутренний. Мысли, мотивы, желания, чувства, эмоции – всё это тоже находится в пространстве. Но кто же распространяет прекрасные созревшие лепестки пространства? Распространяет их именно ветер («точка»).
Что же такое «точка»? «Точка» - иллюзорное окончательное понимание сюжета произведения. По сути, «точки» нет. Если бы не было времени и пространство, то некая точка существовала. Но если эта точка была бы, то картина быстро сгнила и уже не являлась бы искусством. Время, пространство и «точка» - вечны, но изменяемые элементы. «Точка» - самый изменяемый элемент, ибо жизненный опыт у каждого человека свой. И из-за этого эта «точка» будет вечно лететь по пространствам и эпохам. Абсолютного понимания искусство не даёт и никогда не даст. Оно лишь спровоцирует эмоциональную, духовную и эстетическую реакцию.
Перед неким принятием, человек должен пройти три барьера: эмоциональный, барьер опыта и ментальный. Эмоции возникают у нас сразу, а вот опыт может не подпустить нас к пониманию. Чтобы пройти этот барьер нужно размышлять и размышлять, как автор или как герои картины. Нужно понимать мотивы персонажей и мотивы автора. И последний ментальный барьер проходят единицы, только лишь потому, что немногие люди способны увидеть и осознать знаки и их значения, которые оставил автор. Лишь понимание времени и пространства помогут вам, действительно, ощутить самое прекрасное, что есть в данном произведении.
И последнее, что есть в каждом произведении искусства это гипертекст. Представьте, что вы читаете какой-то роман, закрываете его и ничего не помните. Вы спокойно занимаетесь своими делами, совершенно не задумываясь о том, что происходила в сюжете. Все эмоции героев вас не задели. Да, конечно, может быть такое, что это не ваш жанр или тема. Но, когда вы читаете то, что вас априори интересует и не замечаете никаких изменений внутри себя, то данное произведение уж точно не является искусством. Можно хорошо, грамотно написать текст, но эти буквы не будут вызывать эмоции и размышления читателя. Гипертекст же вызывает всё это. Он вас заставляет погрузиться и не отпускает, даже если вы закончили читать, смотреть, или слушать его. Гипертекст показывает всю широту образов, диалогов, монологов, форм, личностей сюжета. Гипертекст одевает на вас маску, лицо героев, пейзажей, атмосферы. Всё, что происходит в сюжете, для вас является реальностью, пускай и отлично смоделированной. Вы сопереживаете, и вы ищете вместе с героями пути решения проблем. Вот что такое гипертекст.
III.
Вопросы и ответы.
В чём же суть трагедии вопросов и ответов? Трагедия – переход от прежней цели сюжета к нынешней цели. Прежняя цель состояла в том, что аудитории нужно было дать ответы. К примеру, выживет ли главный герой, будет ли он счастлив с главной героиней, обретёт ли Бога?
Сейчас же, главная цель современного искусства и современных сюжетов является причины и смысл вопросов. Сегодня не важен сам ответ, а важно, почему задан такой вопрос автором? Важны в первую очередь мотивы автора и героев.
Вопросы добра и зла являются акцентом не на действия, а на мотивацию героев. Почему он поступил именно так? Что он хочет на самом деле? Является ли этот поступок добром или всё же это первая ступень к злу? К примеру, герой убил другого персонажа. Убийство является негативным поступком, аморальным, но если человек убил другого, защищаясь, то отношения к этому у нас совершенно другое. Или, другой пример, парень подарил девушке цветы. Казалось бы, милое доброе действие, но, возникает вопрос. Почему он подарил цветы? Какова цель этого действия? Любовь с переходом на семью или банальное использование тела на одну ночь? А может парень хочет заманить девушку и изнасиловать, а потом убить её. Поэтому эти вопросы вызывают у нас сомнения и противоречия. Это в свою очередь является актом погружения и осмысления сюжета. Задаваясь вопросами, мы не идём на поводу сюжетной линии, а сами управляем формами и мотивами героев. Для нас не важно, что персонаж хочет поверить в Бога, для нас важно, почему он этого хочет.
Подо льдом должна быть мутная вода. Чистая вода является искусственностью. Прозрачность отталкивает, а мутность, наоборот, привлекает. Ведь, согласитесь, что если персонаж загадочный, то нам так и хочется его понять, разгадать его загадку.
Так что, неоискусство, искусство двадцать первого века, заставляет переворачивать мышления аудитории. Заставляет задавать вопросы и находить причины и смыслы действиям. Текст превращается, таким образом, в процесс, а не в открытый плакат. Именно, в процессе мы видим все элементы, которые доставляют нам удовольствия от истинного искусства.
***
Искусство есть работа, работа автора и работа аудитории.