Найти в Дзене

Колесо вращает подшипник или подшипник вращает колесо? Подшипник, строение, виды, основные характеристики, разбор механизма для чистки. Данн

Подшипник. Втулка

В каждом роликовом коньке есть подшипники, их количество зависит от количества колёс: по два на каждое колесо, между которыми находится втулка. Роль втулки – плотно сидеть между подшипниками и передавать боковое давление от одного внутреннего кольца к другому, а от последнего – к раме. Таким образом, когда роллер при катании заваливает раму на внешнюю или внутреннюю сторону, практически всё давление идёт на раму, а не на подшипники. Это позволяет им вращаться при такой нагрузке и не ломаться.

Все подшипники для роликовых коньков стандартизированы — это позволяет устанавливать практически любые подшипники на свои родные колёса.

Каждый добросовестный производитель маркирует подшипники специальным номером, указывающим на точность настройки механизма. Более точный механизм — более скоростной, но менее прочный. Поэтому здесь важно найти золотую середину.

индекс и его значение
индекс и его значение

Строение подшипника

строение подшипника
строение подшипника
Пыльник и стопорное кольцо
Пыльник и стопорное кольцо

1.Внешнее кольцо 2.Внутреннее кольцо 3.Шарики 4.Клетки (варианты)5.Пыльник 6.С-кольцо

Виды подшипников 608, 688, 698.

-5

Роликовые подшипники наиболее часто используют трех видов: 608, 688 и 698.

Первая цифра– тип подшипника – , означает, что подшипник относится к типу «один ряд с глубокой канавкой». Это наиболее часто встречаемые подшипники.

Вторая цифра указывает на серию подшипника. Существуют такие серии (от самой легкой к самой тяжелой): 8 – сверхтонкие 9 – очень тонкие 0 – сверхлегкие 1 – сверхлегкого давления 2 – легкие 3 – средние 4 – тяжелые

Третья и последняя цифра указывает на диаметр внутреннего кольца.

608
608

608 подшипник. Используется в большинстве роликов. Внутренний диаметр 8мм, внешний – 22мм, толщина – 7мм.

688
688

688 или микроподшипник. Используются в основном в беговых ролликах. Внутренний диаметр – 8мм, внешний – 16мм, толщина – 5мм.

698
698

698 подшипник. Еще их называют карликовыми . Используются довольно редко. Внутренний диаметр – 8мм, внешний – 19мм, толщина – 6мм.

608 vs 688 688 микроподшипники отличаются тем, что внешний диаметр на 6мм меньше 608 подшипников, а толщина – на 2 мм, благодаря этому они обладают меньшей массой (стальной 608 подшипник весит около 12 грамм, 688 микроподшипник – около 4г), лучше защищены от пыли и влаги.

Здесь снижение веса на каждые пару грамм уменьшает затраты энергии при беге, что особенно важно на длинных дистанциях.

Маркировки ABEC и ILQ

Также практически на всех подшипниках указывается классификация по шкале ABEС или ILQ. Чем большее число , тем выше точность изготовления. При этом не существует необходимости придерживаться определённых материалов при изготовлении, подшипники должны быть сделаны с определённой точностью (например, в списке указана наибольшая погрешность внутреннего кольца).

ABEC
ABEC

Классы ABEC и ILQ нельзя сравнивать напрямую, поскольку значение ILQ не описывает степень точности.

ABEC подшипники измеряются с точки зрения точности, а не долговечности или степени возможной нагрузки. Twincam, производитель стандартов ILQ, оценивает качество подшипников на шкале похожей на шкалу ABEC. Но помимо этого, подшипники ILQ состоят из 6 шариков, то время как подшипники ABEC состоят из 7.

ILQ
ILQ

ILQ это не стандарт как ABEC подшипники. Поэтому ILQ следует рассматривать как подшипник без определённого стандарта произведённый профессиональным производителем подшипников, и не является оптимальным для промышленного оборудования.

Более высокий класс точности позволяет подшипнику вращаться при большей частоте с меньшей вибрацией, трением.

Существуют 5 классов точности:

ABEC 1 – Недорогие подшипники. Ими оборудуют большинство дешевых ролликов и скейтбордов, часто не указывая класс. Как правило, не рассчитаны на обслуживание. Погрешность – 0,0075 мм.

ABEC 3 – Обычные подшипники для роликов среднего типа. Неплохие для хоккея и роллеров, которым часто приходится переставлять подшипники в зависимости от условий катания. Погрешность – 0,005 мм.

ABEC 5 – Улучшенные подшипники для большинства хороших роликов. Хорошие для обычного частого катания. Встречаются наиболее часто из-за хорошего качества и относительно невысокой, по отношению к ABEC 3 подшипникам, цене. Погрешность – 0,0035 мм.

ABEC 7 – Гоночные подшипники. В основном используются опытными роллерами, которым нужно наилучшее качество. Дороже других подшипников из-за повышенной сложности изготовления. Погрешность – 0,0025 мм.

ABEC 9 – Наиболее точные и качественные подшипники, поэтому и самые дорогие. Погрешность – 0,0012 мм.

Классификация ABEC используется в основном только для роликовых и скейтбордических подшипников. Везде же используется общепринятая система стандартов ISO (International Standards Organisation – англ. Международная Организация Стандартов).

Таблица классификации по системе ISO подшипников ABEC:

ABEC 1 эквивалентен ISO P0

ABEC 3 эквивалентен ISO P6

ABEC 5 эквивалентен ISO P5

ABEC 7 эквивалентен ISO P4

ABEC 9 эквивалентен ISO P2

Высококачественные подшипники

-11

Многие производители выпускают также высококачественные подшипники, так называемые Swiss. Они отличаются от простых высокой точностью обработки и использованием лучших технологий (полимерные клетки, прорезиненные пыльники, жидкие смазки). Следовательно, и стоят дороже обычных. Также производители на подшипниках часто указывают «Titanium». Это значит, что в состав сплава входит титан, что позволяет повысить выносливость.

Керамические подшипники

-12

Существуют еще отдельный вид подшипников – керамические, отличающиеся от обычных материалом. Если практически все сделаны либо из нержавеющей стали, либо из хромированной, то в этих шарики изготавливают из нитрида кремния. Керамический шарик более гладкий, крепкий, лёгкий, чем стальной. Благодаря этому такие подшипники обладают рядом преимуществ:

- керамические шарики легче стальных благодаря этому меньше и центробежная сила, действующая на каждый шарик. А это приводит в свою очередь к уменьшению энергии, затрачиваемой на трение.

- крепче стальных. Благодаря этому качественный керамический подшипник прослужит на порядок дольше стального.

- обладают более гладкой поверхностью, что уменьшает трение в подшипнике.

- обладают лучшими температурными свойствами. Они не так сильно разогреваются, что позволяет уменьшить испарение смазки.

- не восприимчивы к окислению и химическим реакциям, а также практически не требуют смазки. Благодаря этому такие подшипники более устойчивы к воде и не требуют частого обслуживания. В качестве смазки всегда используется масло. Однако внутреннее и внешнее кольца остаются, как и в обычных подшипниках, стальными и уязвимыми к влаге. Это сделано для уменьшения трения при качении шарика в канавке. Металл, в отличие от керамики, обладает гибкостью и со временем, под давлением шариков, канавки слегка формируются. Это отшлифовывает канавки и уменьшает трение. Ещё один негативный в этом момент – при постоянной перестановке местами подшипников эти канавки расширяются, и появляется люфт, из-за постоянной смены направления давления. Но не все керамические подшипники хороши! Существуют и дешевые варианты, в которых шарики сделаны из стали и покрыты слоем нитрида кремния.

Суфиксы

609
609

Обычно производители после типа подшипника дописывают латинские буквы – суффиксы «RS» или «ZZ». Они характеризуют тип пыльника на нем. Наиболее часто используются следующие обозначения:

Z – металлический пыльник с одной стороны подшипника;

ZZ – металлические пыльники с обеих сторон подшипника (чаще используется именно «Z», хотя пыльники с обеих сторон) ;

RS – металлический пыльник с резиновым покрытием;

2RS – с обеих сторон подшипника.

Однако некоторые производители использует свои обозначения, и один и тот же подшипник может быть по-разному обозначен.

Виды клеток

Для удержания и разделения шариков служат клетки (или "сепаратор", как вам больше нравится). Обычно металлические, так называемого «ленточного» типа (Ribbon cage). Состоят из двух половинок, в которые запрессовывают шарики.

На подшипниках более высокого качества, а также на беговых, чаще используют клетки типа «корона» (Crown type cage), сделанные из различных синтетических полимеров или металлические. Состоят из одной цельной детали, легко одеваются и снимаются с шариков.

Разбор подшипника

-14

Практически всегда подшипник закрыт пыльником с одной или с обеих сторон. Если пыльник держится при помощи так называемого С-кольца, то подшипники называют разборными. В случае необходимости пыльник у них легко можно снять. Для этого потребуется лишь булавка или иголка. Нужно подковырнуть кольцо с одной стороны и вытащить его. После этого пыльник спокойно вытаскивается или вытряхивается. Обратно его тоже можно без проблем вставить и не забыть одеть С-кольцо. Эта процедура проделывается, если нужно почистить подшипник и поменять смазку. Некоторые производители выпускают подшипники с пыльником с одной стороны. Эта сторона должна быть внешней при установке на колесо. Вовнутрь колеса все равно пыль не попадает, поэтому такой прием позволяет не тратить постоянно время на снятие пыльников.

-15

Однако существуют еще очень похожие подшипники, в которых нет С-кольца, а вместо этого пыльник запрессован сплошным кольцом. Такие подшипники называют неразборными. Но это не значит, что в них нельзя снять пыльники, просто это не предусмотрено конструкцией и обратно их потом не одеть. А снимаются они чуть иначе, при помощи небольшой отвертки или ножа и пассатижей. Нужно вставить конец отвертки или ножика в зазор между внутренним кольцом и пыльником, подковырнуть его и выгнуть, а затем захватить пассатижами и выдернуть. После промывки стороной без пыльника ставить нужно вовнутрь колеса.

-16

Обычный металлический пыльник не касается внутреннего кольца, так как при вращении это приведет к негативному эффекту. Так что вся грязь попадает вовнутрь через маленький зазор. На некоторых подшипниках для увеличения пыле- и водостойкости применяют технологию “Inner Race Step” (Ступенька на внутреннем кольце). Суть заключается в том, что на внутреннем кольце подшипника имеется небольшая «ступенька», и внутренний радиус пыльника из-за этого чуть больше обычного. Такая технология создает дополнительное препятствие на пути пыли и влаги.

-17

Также часто для уменьшения попадания посторонних частиц в подшипник используют прорезиненный пыльник. Он представляет из себя металлический пыльник, покрытый слоем резины с внешней стороны. При этом, резина соприкасается с внутренним кольцом. На вращение это практически не влияет, однако значительно повышает выносливость подшипника, уменьшая попадание пыли и воды

Обслуживание подшипников

Смазка подшипников

-18

После того, как Вы почистите подшипники, удалив раствором грязь и старую смазку, необходимо заново смазать их. Для этого используется специальная смазка, которая часто идет в комплекте к подшипникам. Если такой у Вас нет, ищите её в специализированных магазинах роликов.

Существует два основных вида смазки. Жидкая и пластичная. Жидкую проще нанести, но чаще нужно обновлять. Смазку необходимо обновлять, в среднем, каждые 60-80 откатанных километров.

После ухода разборный подшипник можно защелкнуть обратно, а неразборный просто поместите открытой стороной внутрь колеса.