Найти в Дзене
Чёрная роза

История Сингапура. От британской колонии, до экономического чуда. Часть 2.

Оглавление

Человек изменивший всё.

Наконец Сингапур получил независимость, теперь вы примерно знаете состояние страны на 1965 год (см. прошлую часть). Слабо развитое, медленно отходящее от японской оккупации, маленькая страна, находящая в Юго-Восточной Азии. Но перед тем, как начинать рассказывать удивительное становление в одного из «азиатских тигров», я хочу поведать о самом человеке, который и начал этот путь – Ли Куан Ю.

Внимательные читатели не раз слышали данное имя, именно он является лидером партии «Народное действие». Благодаря его реформам в будущем страна достигнет таких успехов и с моей стороны было бы не простительным рассказать о таком человеке по подробнее.

И так! Ли Куан Ю родился 16 сентября 1923 года. Окончив 1945 году колледж уехал в Великобританию, где сначала учился в престижном Лондонском университете экономики, а затем в не менее престижном Кембриджском университете, где получил два «красных» диплома – по праву и по экономике, которые гарантировали ему быстрое продвижение по карьерной лестнице. Вернувшись в 1949 году в Сингапур занялся адвокатским делом, консультировал местные профсоюзы.

Ли в детстве
Ли в детстве

Не смотря, что ещё в студенческие годы разделял идеи социализма, однако, к коммунистическим никогда не симпатизировал в отличие от большинства своих соплеменников. Поэтому в 1954 году основал социал-демократическую партию, уже известную нам «Партия народного действия». Несмотря на левый уклон, сам Ли Куан Ю занимал правые позиции и выступал за свободный рынок. В результате победы на выборах он стал первым премьер-министром в Сингапуре.

Перед ним стояла невыполнимая задача, превратит Сингапур в экономический центр в Юго-Восточной Азии с достойным уровнем жизни. Дело было не из простых, требовались многочисленные инвестиции, а многие бизнесмены не хотели вкладывать в страну где коррупция достигла такого апогея, что уже была просто узаконена, а также расцветала бедность и преступные синдикаты. Каким образом он смог побороть всё это? Узнаем далее…

Борьба с коррупцией.

Конечно, Сингапур славится низкой коррупцией поэтому, пожалуй, разберём это первым. Ли Куан Ю объявил взяточничество главной проблемой государства и постарался как можно сильнее её сократить. Ещё в 1960 году был ведён закон «О предупреждении коррупции», который определил образование Борю по расследованию коррупции – БРК. В качестве взятки было понимается любое «нежелательное» поощрение. В качестве наказания предусматривалось лишение свободы сроком до 5 лет и штраф 100 тысяч сингапурских долларов. Было также принято решение об лишении чиновников и их семей неприкосновенности. Даже СМИ были вовлечены в процесс, каждый коррупционный скандал освещался. Хотя, одной из первых мер стало сильное повышение зарплат госслужащим, министрам и судьям подняли аж до 100 000 долларов в месяц! Но ни охраны, ни персональных автомобилей они не имели. Полицейские и чиновники низшего уровня тоже получили достойную зарплату, чтобы не было соблазна взять взятку и одновременно ввели строгую систему наказаний. Самое интересное, повышение заработных плат привело к тому, что в государственный сектор перешли лучшие специалисты. Так начав рост экономики. Фактически весь государственный аппарат боялся попасть не в тюрьму, а лишения своей работы.

Что насчёт самого БРК? Бюро было создано ещё в сентябре 1952 года, как независимый орган. Вначале там работал маленький и слабый отряд следователей, к октябрю 1952 численность штата составляла всего 13 человек! После 1960 года был значительно расширен и имел безграничные возможности. Агенты БРК получили право проверять банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их семей и даже друзей. Если клерк жил не по средствам, бюро автоматически, не дожидаясь команды сверху, начинает расследование. Сами же расследования были сосредоточены на высшие эшелоны власти. С мелкими боролись путём упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах.

Логотип БРК
Логотип БРК

Для поддержания эффективности закона «О предупреждении коррупции» вводились разные поправки. В 1963 году акт обязывал давать показания сотрудникам Бюро, от чего эффективность расследования значительно выросла. В 1966 году уже утверждалось, что человек может быть признан виновным даже если взятка была фактически не получена – намеренное подношение уже являлось достаточным поводом. В следующий раз поправки в акт внесли в 1981 году, обязав осуждённых выплачивать все полученные коррупционным путём деньги в пользу государства, кто не мог получали более суровые приговоры.

Таким образом, можно извлечь некоторые уроки. Во-первых, бюро занимающееся расследованием коррупции должно быть отдельным органом от полиции, особенно, если полиция сама коррумпирована. Во-вторых, нужны стимулы для поддержания низкого уровня коррупции, в данном случае это высокие зарплаты госслужащим, чтобы не было соблазна получить взятку. В-третьих, без компромиссов! Неважно какой у тебя статус – закон един для всех.

Привлечение инвестиций.

Сингапур одна из самых привлекательных стран для инвестиций. Уже не первый раз по версии Всемирного банка, отмечался как страна с очень благоприятными условиями, как для регистрации, так и для развития бизнеса. С чем это связано? Во-первых, Сингапур имеет низкие налоги. Любой доход в размере свыше $320 000 облагается налогом при ставке 22%, а доход ниже $22 000 вообще не облагается налогом. Кроме того, в Сингапуре нет налога на наследство или налога на прирост капитала. Во-вторых, политическая и экономическая стабильность, а также отсутствие внешнего долга тоже привлекает потенциальных инвесторов. В-третьих, безопасность, ещё в прошлой части было сказано, что Сингапур один из самых безопасных городов мира. В-четвертых, низкий уровень коррупции, взяточничество в целом является одной из препятствий для развития экономики и борьба с этой проблемой прошла не зря. В-пятых, выгодное географическое положение, страна находится в сердце Юго-Восточной Азии, где сейчас сосредоточены страны с самым быстрорастущими экономиками.

Именно благодаря привлечением инвестиций и развитием бизнеса Сингапур стал тем, чем сейчас является.

Одна из достопримечательностей в центральном деловом районе.
Одна из достопримечательностей в центральном деловом районе.

Образовательные преобразования.

Несомненно, для развития и укрепления экономики требовались квалифицированные рабочие, чей дефицит всё сильнее давал о себе знать в быстро развивающем государстве. Где их достать? Вначале нужно создать образовательную базу, которая будет подготавливать будущих специалистов к своей работе. Что и сделал Сингапур после обретения независимости приняв пятилетнюю программу развития образования (1961-1965). Приоритет был отдан созданию системы универсального и бесплатного начального образования.

Таким образом с 1959 по 1966 год было построено 83 школы – это примерно одна школа каждый месяц на протяжении семи лет, очень хороший показатель для небольшого государства.

-4

Понятное дело это требовало больших капитальных вложений. Образовательного сектор полностью финансировался из государственного бюджета, частные инвестиции практически не привлекались.

-5

На первых этапах возникли проблемы с обеспечением школьников учебной литературой. До получения независимости использовались учебники, изданные в странах, родных для различных этнических групп, что было чуждо для Сингапура как единой нации. Кроме того, импортные книги были достаточно дорогими и недоступными для большинства населениями страны. Поэтому правительство начиная с 1967 года серьёзно обеспокоилось созданием национальной инфраструктуры для издания учебной литературы. При Министерстве образования было организовано специальное бюро занимающаяся данным вопросом.

Следующая задача, это обеспечение школ достаточным числом, классифицированным учителей. Чтобы справится с дефицитом преподавателей, Министерству пришлось массово привлекать в школы педагогов, проходящие обучение в колледже. Большое распространение получило вечерние программы обучения учителей. Из-за этого на преподавателей сложилась сильная нагрузка в связи совмещения учёбы и преподавания в школе шесть дней в неделю. Всё это негативно влияло на качестве образования и на моральном состоянии педагогов. Ситуация стабилизировалась к 1970 годам, когда дефицит наконец был преодолён.

Особый акцент был сделан на техническом образовании. С 1969 года всем школьникам впервые два года обучения в средней школе предлагали получать параллельное техническое образование. В это время началось строительство институтов, которые принимали выпускников.

Лишь концу 1970 годов было налажено издание национальных учебников для школы, организована профессиональная подготовка учителей и создана система технического образования молодёжи. Так называемый «этап выживания» был преодолён, но это не означало, что все проблемы исчезли.

Во-первых, уровень языковой подготовки был крайне неоднороден даже в рамках одного класса. Преподавание всех предметов велось на английском, недостаточное знание которого сильно затрудняло усвоение предмета. Только 40% учеников получали удовлетворительный балл по английскому языку.

Во-вторых, появилась необходимость различать обучение в зависимости от способности и потребностей учеников. Так, около 30% детей, оканчивающих начальную школу по результатам экзаменам не соответствовали требованиям, которое предъявляло обучение в средней школе.

В-третьих, обратная связь между министерством и учебными учреждениями были не достаточными. Министерство редко советовались со школами. Безразличие министерства к их мнению привело к снижению социального статуса образовательных учреждений и людей в них работающих. Начались массовые увольнения преподавателей по собственному желанию.

В-четвёртых, всё ещё ощущался дефицит классифицированных педагогов в сфере профессионального образования.

В 70-х годах появились новые вызовы, всё больше азиатских стран начали конкурировать с Сингапуром. Благодаря двум десятилетиям развития образовательной системы появилось молодое поколение, которое было охвачено начальным и среднем образованием. Была обнаружена проблема, ориентация на среднего ребёнка в процессе обучения ведёт к тому, что наиболее способные дети скучают, уже освоив материал, при этом их активность снижается.

С целью повышения эффективность была разработана новая образовательная система. Она предусматривала потоковое обучение, то есть детям позволяли продвигать по образовательной лестнице в соответствии со своими способностями. Был повышен социальный статус учителей. Министерство образования стала проводить более гибкую политику и считаться со мнением школ.

Результаты были впечатляющими. В 1984 году на экзаменах сопутствовал успех 90% учеников, а в 1986 году менее 1% ушли из школы, не получив полноценного 10 летнего образования.

Наньянская начальная школа. Одна из самых известных школ в Сингапуре из-за своей радужной архитектуре.
Наньянская начальная школа. Одна из самых известных школ в Сингапуре из-за своей радужной архитектуре.

К 90-м годам образовательная система выдавала отличные результаты. Молодые сингапурцы получали высокие оценки в международных тестах по математике и естественных науках. В 1995 и 1999 г. они стали лучшими по итогам тестов TIMSS.

На современном этапе в Сингапуре приняло десятилетнее школьное обучение, включая шестилетнее начальное, в течении которого дети могут принимать участие в большом количестве разнообразных учебных программ. На этой стадии школьникам даётся большой выбор возможностей, тем самым система адаптируется под нужды ребёнка. В 2004-2008 происходила постепенная отмена потокового обучения в начальной школе, теперь индивидуальные программы обучения складываются из тех предметов, которые ученики изучают по собственному выбору и по рекомендации школы. Особая цель стала создания стимулирующей среды, которая мотивировала бы каждого человека учится на протяжении всей жизни, получать новые знания и осваивать технологии.

Политическая сфера.

Несмотря на свой статус парламентской республики со своей многопартийностью Сингапур является авторитарной страной. Страной правит одна и та же партия, начиная с обретения независимости, а оппозиция находится под контролем. Так во всемирном рейтинге свободы слова, Сингапур занял 154 место среди 180 стран.

Зал заседания парламента
Зал заседания парламента

Это делает страну уникальной, ведь в мире на сегодняшний день не так много авторитарных стран достигавших успехов в экономике, ещё один пример можно привести лишь Китай и некоторые страны Ближнего Востока. Правительство Сингапура использует меритократическую модель пытаясь подпускать достойных людей к власти, человек должен доказать свою необходимость благодаря его заслугам, независимо от достатка или социального класса. Целый ряд мер был направлен на повышение качества и ответственности государственного управления. Сингапур власти приложили много усилий, чтобы дистанцироваться от любых групп влияния и обеспечить автономность государственной системы. Всё это помогло осуществить программы социально-экономического развития и активно вмешиваться в человеческие жизни.

"Положительная евгеника".

Ли Куан Ю, который после прочтения доклада сингапурских ученых-социологов заметивших, что множество высокообразованных женщин не выходят замуж и не рожают детей, а множество мужчин женятся на бедных необразованных малайках и индианках, решил исправить ситуацию. Были созданы брачные агентства, которые фактически занимались сводничеством между молодыми людьми с высоким IQ, организуя для них океанские круизы, дискотеки и пр. Была создана сеть спортивных тренажерных залов, кафе, бассейнов и кинотеатров. Молодым интеллектуалам, заключившим брак, выдается серьезный кредит на приобретение жилья. Умные женщины, родившие трех и более детей, получают серьезную денежную премию. А наркоманкам и неграмотным женщинам предлагается стерилизация, но полностью добровольная, в обмен на большую сумму денег. Недипломированные женщины, заводящие второго ребенка, платят штраф. Однако, если после рождения двух детей такая женщина пойдет на стерилизацию, ей за это предлагается вполне качественное жилье.

В Сингапуре большинство демографических проблем стараются решать не наказаниями, а помощью и поощрениями. Этим и отличается сингапурская евгеника от остальных практик, которые проводились в фашистских и нацистских режимах, она добровольная и не ставит во главу этнос человека. Все родившиеся малыши получают одинаковые стартовые условия. Детсады и начальные школы не делятся на элитные и не элитные, но раз в год для всех 11-12-летних проводится глобальное тестирование на IQ. Для одаренных детей строятся специальные школы, для высокообразованных людей организуются бесплатные круизы, лучшие из лучших попадают в элитные учебные заведения.

Заключение.

В этих двух статьях я попытался разобраться каким образом Сингапур пришёл к успеху. Поведал, о его истории, реформах и особенностях. Надеюсь, читателям было приятно узнавать, что-то новое об этой удивительной стране. Будущее Сингапура, как и любой другой страны покрыто неизвестностью, сколько проблем придётся ей решить и останется ли он таким же успешным? Несмотря на некоторый спад в 2020 году вызванный пандемией, страна довольно быстро смогла оправиться (конечно с помощью активного вмешательства в личную жизнь своих граждан).

Если вы хотите узнать ещё подробней о этой стране, то советую книгу под авторством Ли Куан Ю "Из третьего мира – в первый". На этом всё, спасибо, что прочли статью!

-8