Найти тему
Cinema Critique: всё о кино

Сегодня Кристоферу Нолану исполнилось 52 года — уже более двадцати лет британец сохраняет статус главного режиссёра арт-блокбастеров

Карьера Нолана знает взлёты без падений — он уверенно стартовал с «Мементо», покорив престижные смотры и независимые кинофестивали и с тех пор, кажется, не останавливался. Британец быстро получил кредит доверия у крупных студий, а с ним — безграничный контроль над собственными проектами, сценарии которых берегут в секрете как государственную тайну.

На Нолана вешали множество ярлыков: его называли главным реформатором современного нуара («Мементо», «Бессонница» и частично — «Темный рыцарь»), делали ответственным за судьбу кинокомиксов — в конце концов, именно нолановские «Бэтмены» привнесли в супергероику мрачный моральный релятивизм, считали, что он блестяще справляется с шпионским жанром («Начало», «Довод») и может посягнуть на лавры то Стивена Спилберга («Дюнкерк» сравнивали со «Спасти рядового Райана»), то Стэнли Кубрика («Интерстеллар» и близко не стоит с «Космической одиссеей», но ассоциации весьма понятны).

Однако главное, что следует знать о Нолане — он виртуозный фокусник, раз за разом проворачивающий перед зрителем фокус по типу исчезнувшего кролика. Он прекрасно знает, что зритель хочет остаться обманутым (отсюда — мотив лжи, повторяющийся в каждом его триллере), идёт в кино за иллюзией и тщательно спланированным трюком: Нолан жонглирует временем (лучший его выход — в «Дюнкерке» с совершенно невероятным саспенсом, встроенным в темпоритмический рисунок), тасует персонажей («Престиж»), смещает реальности («Начало», «Мементо») и вставляет палки в колёса традиционной супергеройской морали.

-2

Арт-блокбастеры Нолана сохраняют компромисс между формой и содержанием, интригуют самой механикой фокуса и его эффектом — и в этом, безусловно, заключён интеллектуализм нолановского метода. Свои фильмы он прописывает как секретный номер, тайну которого многие хотят заполучить (тут удачно сравнивать с дневниками Бордена и Энжиера из «Престижа»).

Все его фильмы — где-то пережатые в сантиментах, в пафосе, где-то ставшие заложниками его неизменного стиля, тем не менее, производят взрыв. И «Оппенгеймер» — следующий проект режиссера, будет уже ядерным.