Найти тему
Дед Ложкарь

Ложка с ручкой в виде побега - аканта

Текст целиком и полностью написан исключительно автором данного блога.

Все изделия, приведённые рисунки и фотографии выполнены автором.

Пост не содержит никакой запрещенной, или ограниченного пользования, информации. Пост касается исключительно описания процесса работы с деревом и изготовления из него различных полезных предметов.

Данный пост является изложением исключительно собственного мнения и опыта работы, не является услугами по просветительской деятельности и не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

Читаем медленно и вдумчиво, не забываем дочитывать текст до конца!

Будьте здоровы и хорошего всем настроения!

Хотя у меня в запасе в настоящий момент времени есть несколько различных пород древесины, но пока продолжаю работать с древесиной клёна. Это объясняется тем, что другие виды уже хорошо просохшие, и при дальнейшем хранении с ними ничего не произойдёт. А древесина клёна – сырая, поэтому при хранении она либо растрескается, либо покроется плесенью. Что одно, что другое может привести к утрате потребительских свойств, в смысле дальнейшей пригодности для изготовления ложек, которые будут пригодны не только для внутреннего употребления, но пойти на сторону. Поэтому работа с древесиной клёна!

Недавно я писал про отпиливаемые чурбачки от куска ствола, чтобы понять, как глубоко проникла трещина в результате кратковременной сушки. Вот со вторым чурбачком из клёна и продолжаю работу.

Окоряю.

Раскалываю на две половинки.

-2

Одну откладываю, а из второй (или вернее сказать из первой, так как откладываю на потом вторую) буду делать ложку.

В середине ствола у клёна, как и у многих заболонных пород (например, бузина, сирень, ива и др.) имеется тонкий каналец из рыхлой древесины – сердцевина. Эта часть ствола мягкая и малопрочная, поэтому часть древесины вместе с сердцевиной должна быть удалена.

Для удобства пользования ложкой у неё обязательно нужно сделать изгиб между ручкой и поверхностью черпала. Величина этого изгиба зависит от области применения – так, например, для черпака этот изгиб должен быть больше, для еды или раскладывания пищи из глубокой посуды – поменьше, для еды из относительно мелкой посуды (тарелки) – ещё меньше. Но совсем без изгиба ложкой пользоваться неудобно, разве только в декоративных целях.

Поэтому выполняю изгиб: сначала делаю надпил, а затем стёсываю. Сначала стёсываю со стороны черпала.

-3

А затем – со стороны ручки.

Ещё немного дорабатываю заготовку топором, срубая явные излишки древесины.

Баклуша готова. Вид сверху

-4

Вид сбоку.

-5

Теперь надо определиться, а какую собственно ручку буду делать? В этот раз решил сделать ручку не плоскую с резьбой, не с фигуркой на кончике (коковке) ручки, а саму ручку сделать в виде побега растения. Такой побег с отростками в виде завитков и листьями зачастую называют «акант», хотя к реальному растению аканту этот изображение относится с большим трудом.

Рисую примерную форму.

-6

Для облегчения удаления древесины делаю множественные надпилы ножовкой.

-7

И понемножку сначала топором, а затем и ножом скалываю-срезаю излишки.

-8

Перехожу к вырезанию углубления черпала. Как всегда, сначала работаю полукруглой стамеской (штихелем), а затем ножом-ложкорезом.

-9

Углубление черпала готово, перехожу к доработке формы ручки.

Всё той же полукруглой стамеской, а местами ножом-топориком вырезаю линии веточек побега. Древесина клёна относительно мягкая (относительно скажем яблони или вишни), поэтому режется легко и быстро. Эта мягкость древесины сопутствует и её хрупкости – небольшой кусочек на листике отвалился. Но это не страшно – немного изменяю форму листа.

Резьба закончена, перехожу к шлифовке абразивными шкурками. Процесс шлифования у меня наверное самый длительный, зачастую занимает времени столько же, сколько все предыдущие виды резания вместе взятые. Всё дело в том, что я выполняю эту работу исключительно вручную, хотя честно говоря, я не очень представляю, как шлифовку такого фигуристого изделия можно выполнить машинным образом.

-10

Правда, насколько мне известно, на фабрике богородской резьбы умудрились таки механизировать шлифовку вырезаемых фигурок. Фигурки вместе с образками шлифовальной шкурки загружаются в галтельный барабан и крутятся там несколько часов. Но у меня такого барабана нет, да я и не уверен, что он бы подошёл для моих ложек. Поэтому только вручную!

Шлифовка закончена, ставлю именное термоклеймо.

-11

Произвожу окончательную термосушку и пропитку в льняном масле.

-12

Ложка готова!

Дочитали до конца поста? Не забываем ставить лайк и оставлять комментарии!