21 июля состоялся телефонный разговор Владимира Путина с Наследным принцем Саудовской Аравии, заместителем премьер-министра и министром обороны Мухаммедом Бен Сальманом Аль Саудом, вызвавший после провального визита Байдена крайне нервную реакцию со стороны западных средств массовой пропаганды. Согласно официальной информации, «с обеих сторон дана позитивная оценка достигнутого уровня дружественных отношений между Россией и Саудовской Аравией. Обсуждены актуальные вопросы двустороннего сотрудничества с акцентом на расширение взаимовыгодных торгово-экономических связей». В преддверии предстоящей встречи в рамках «ОПЕК +» подробно рассматривалась текущая ситуация на мировой энергетическом рынке, недвусмысленно отмечена предсказуемость участников организации и последовательное выполнение ими обязательств «с целью поддержания необходимого баланса и стабильности на мировом рынке энергоносителей».
Ранее приверженность Королевства стабильности энергетических рынков в рамках «ОПЕК+» подтвердили в саудовском дипломатическом ведомстве, указав на активный диалог внутри группы. В Эр-Рияде не видят недостатка нефти на рынке, однако при этом имеется «нехватка перерабатывающих мощностей», что предполагает большие инвестиции в соответствующую отрасль.
Между тем, как пишет Reuters со ссылкой на документы и оценки трейдеров, «Саудовская Аравия, крупнейший в мире экспортер нефти, во втором квартале более чем в два раза увеличила объем импорта российского мазута, чтобы обеспечить электростанции электроэнергией для удовлетворения спроса на летнее охлаждение и высвобождения собственной нефти для экспорта». Согласно данным, полученным через систему отслеживания судов Refinitiv Eikon, за указанный период через российские и эстонские порты Саудовская Аравия ввезла 647 тысяч тонн (48 тысяч баррелей в день) мазута из России против 320 тысяч тонн за аналогичный период 2021 год (за весь прошлый год королевство импортировало чуть более 1 млн тонн российского мазута).
Увеличены и поставки через региональный нефтяной терминал в Фуджейре (ОАЭ), получившем 1,17 млн тонн российского мазута против 0,9 миллиона тонн за тот же период годом ранее. Только в июле в Фуджейру может быть доставлено еще 0,9 миллиона тонн, в результате чего общий объём поставок в 202 году может превысить 2 млн тонн. Большая часть мазута в Фуджейре идёт на топливо для судов, но некоторая часть продаётся в соседние страны.
Кроме того, поставки топлива в Египет из Саудовской Аравии выросли в июне до 110 000 баррелей в сутки, в то время как ввоз в Египет российского мазута увеличился в том же месяце до 70 000 баррелей в сутки. Сезонный спрос на сырьё для производства электроэнергии привел к увеличению импорта мазута в Саудовскую Аравию до 320 000 баррелей в день в июне, что является максимальным показателем с ноября 2020 года.
Очевидный факт роста продаж топлива в Королевство составляет большую проблему для администрации Байдена, стремящейся «изолировать Россию и сократить ее доходы от экспорта энергоносителей», сетует агентство. Аравийская монархия – не исключение: закупки энергоресурсов у России нарастили Китай, индия, а также некоторые страны Африки и Ближнего Востока. Координирующие свои действия в «ОПЕК плюс» Москва и Эр-Рияд – фактические лидеры соответственно, среди участников ОПЕК и государств, в неё не входящих (также Иран и Венесуэла).
Высвобождая больше нефти для продажи на международных рынках по более высоким ценам, Саудовская Аравия вот уже несколько лет импортирует российский мазут для внутренних целей. Перерабатывающие мощности увеличены до 3,6 млн баррелей в сутки с 2,9 млн в 2017 году. По данным нефтяной аналитической компании OilX, уровень переработки нефти в Стране составил 70-73% в апреле-июне этого года, что сопоставимо с показателями за аналогичные периоды 2017-2019 гг. до серьёзного сокращения добычи «чёрного золота» по решению «ОПЕК +».
«Королевство может продавать нефть, которую оно использовало для производства электроэнергии, на мировом нефтяном рынке и получать за нее более значительные суммы, чем оно платит России, и гораздо больше, чем оно получало до введения санкций, – пишет American Thinker. – Россия выигрывает, обходя санкции и в целом получая гораздо более существенные деньги за экспортную нефть (и газ), чем до введения эмбарго. Саудовская Аравия выигрывает, пожиная плоды более высоких общих цен, а также покупая дешевую нефть и продавая ту, которую ранее использовала для производства электроэнергии, по более высоким ценам, чем обошлась покупка». Соответственно, главный проигравший – «это будем мы с вами [то есть коллективный Запад – Прим. авт.] и потребители нефти во всем мире, особенно в странах, которые вводят санкции против России. Эти санкции, по сути контрпродуктивные и глупые – как и многие внешнеполитические инициативы администрации Байдена».
Согласно американским источникам, координатор Белого Дома по Ближнему Востоку Бретт Макгурк считает предстоящую через несколько дней встречу «ОПЕК +» решающей в плане увеличения добычи нефти. Почему-то он уверен, что Саудовская Аравия и ОАЭ «могут дать больше», что по большей части напоминает шаманские заклинания. Как недвусмысленно заявил Наследный принц в присутствии Байдена, после возможного увеличения добычи до 13 миллионов баррелей в день «у Королевства не будет никаких дополнительных мощностей для увеличения производства». Возможно, пошатнувшиеся позиции Америки в регионе попытается компенсировать Франция, президент которой Макрон провёл 28 переговоры с саудовским лидером в Париже 28 июля, а также Великобритания с её обширным колониальным и постколониальным опытом на Ближнем Востоке.«Какими танкерами [российское топливо в Саудовскую Аравию] возится? Возможно, греческими. Кто это страхует? Если раньше все эти танкеры, которые возили углеводороды, страховали, а также перестраховывали британские компании, то ныне это всё страхуется саудовскими и эмиратскими компаниями, а перестраховщик – российские компании… Вы понимаете, какой кусок мяса эти страны уже вырывают из зубов объединённого Запада… в лице Британии, которая зарабатывала на страховке и перестраховке огромные деньги?», – обоснованно указывает на «британский след» возможных морских инцидентов востоковед Карине Геворгян. Многие морские перевозки, не исключая двигающиеся по Персидскому заливу, страховались именно британцами, интересам которых неизменно отвечает любая провокация в регионе с непременными обвинениями в сторону Ирана. Недавно Тегеран предложил Эр-Рияду и Абу-Даби учредить Организацию по безопасности морских перевозок причём гарантом их безопасности может выступить Россия. Российско-иранские и российско-ирано-китайские военно-морские учения в Персидском заливе и Ормузском проливе – практика последних нескольких лет, не встречающая протестов и возражений в арабских монархиях.
И это более чем символично.
Андрей Арешев