Найти тему
Дед Ложкарь

Очередная ложка с геометрическим узором

Текст целиком и полностью написан исключительно автором данного блога.

Все изделия, приведённые рисунки и фотографии выполнены автором.

Пост не содержит никакой запрещенной, или ограниченного пользования, информации. Пост касается исключительно описания процесса работы с деревом и изготовления из него различных полезных предметов.

Данный пост является изложением исключительно собственного мнения и опыта работы, не является услугами по просветительской деятельности и не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

Читаем медленно и вдумчиво, не забываем дочитывать текст до конца!

Будьте здоровы и хорошего всем настроения!

В прошлой своей публикации я описал подготовку нескольких чурочек для вырезания деревянных ложек. Тогда мной была вырезана одна ложка, но подготовлено древесины было много, поэтому, не откладывая дела в долгий ящик, приступаю к вырезанию следующей ложки. Естественно, древесина та же самая – клён.

Раньше, до революции, древесина клёна была достаточно популярной для изготовления деревянных ложек. В чём же дело? Ведь древесина клёна в России значительно менее распространена по сравнению с той же берёзой. Да, древесина клёна имеет примерно такую же твёрдость, как и древесина берёзы и несколько твёрже древесины липы. По сравнению с древесиной берёзы, осины, или ольхи, древесина клёна не имеет преимущества в смысле ярко выраженной текстуры. Да, встречается ложное ядро, придающее более тёмный цвет средним (внутренним) слоям, но это всё не то. Текстура той же черёмухи или плодовых деревьев (яблоня, вишня, слива) более привлекательна.

То есть популярность древесины клёна в использовании для резьбы деревянных ложек была в другом. А в чём же? Всё дело в том, что такие ложки имели яркий, звонкий, звук. То есть могли использоваться в качестве музыкальных инструментов. Я своим ложкам такую судьбу не пророчу, тем более, что, на мой взгляд, тогда их надо обрабатывать немного по-другому. Хотя как-нибудь может быть и сделаю в том числе и как музыкальный инструмент. Но об этом в другой раз.

А сейчас – изготовление обычной столовой ложки, но с небольшой резьбой. Читайте и смотрите!

Из ранее подготовленного (окорённого) полуполенца топором вырубаю заготовку.

Вид сверху.

Как и в прошлый раз, ориентация ложки будет выполнена лицевой частью обращённой к внешней стороне ствола – так, по моему убеждению, обеспечивается наибольшая прочность и долговечность ложки вследствие расположения годовых колец, практически совпадающих с внешними обводами черпала.

Делаю надпил под изгиб ручка-черпало.

-2

Топором стёсываю древесину под две плоскости – для плоской ручки и для верхней части черпала.

-3

Рисую образ ложки.

-4

Топором же дорабатываю до желаемого, удаляя излишки.

-5

Ножом ещё немного сглаживаю, формируя окончательные внешние обводы ложки.

-6

Закрепляю ложку в своём приспособлении (об этом я уже многократно писал в своих предыдущих публикациях) и при помощи полукруглой стамески и ножа-ложкореза вырезаю углубление черпала.

-7

Ложка начерно готова. Раньше зачастую именно такого качества ложками и пользовались. Но современным людям такая ложка кажется полуфабрикатом вследствие своих достаточно грубых поверхностей после ножа. И это обычная ординарная ложка, а мне хочется сделать немного более красивую – добавить украшение (резьбу).

Поэтому приступаю к украшательству.

Я для украшения вырезаемых ложек использую различные типы резьбы, так как считаю, что у конечного потребителя должен быть выбор, что ему больше нравится, в каком стиле и какой узор (рисунок, фигурку) он хочет получить вместе с ложкой.

В этот раз я решил снова выполнить геометрическую резьбу. Эта резьба одна из наиболее простых и лаконичных, но и наиболее распространённая в народном творчестве.

В качестве вырезаемых элементов изображу три круга с лучами – они называются «сияние» и являются солярными символами, то есть символизируют солнце. Таким образом, у меня на ложке будет сразу три солнца. Рисую.

-8

Беру в руки нож-топорик (им мне нравится вырезать больше, чем обычным ножом-косяком) и приступаю к вырезанию.

-9

Хотя надо честно отметить, что и нож-косяк тоже использую, но не обычный, а очень маленький, выполненный из обломка скальпеля. Таким ножом удобно вырезать мелкие элементы, соединяющие сияния между собой.

Резьба выполнена, работы с резчицким инструментом закончены, приступаю к шлифованию. Как я уже сказал, просто вырезанная ложка выглядит грубоватой, хотя сразу становится понятно, что это ручная работа, а не машинная. Но для использования, а я надеюсь что моя ложка будет иметь не только декоративное, но и унитарное применение, лучше иметь ложку с гладкой поверхностью. Поэтому шлифую, шлифую и шлифую.

-10

Ставлю своё клеймо.

-11

И обрабатываю в льняном масле. Если бы хотел сделать ложку как музыкальный инструмент, я бы маслом не обрабатывал – оставил бы необработанной (без пропитки маслом), или покрыл бы каким-нибудь лаком (без глубокого проникновения в поры древесины). Как-нибудь надо будет сравнить по звучанию обработанную и необработанную маслом ложки.

-12

Ложка готова, отправляется на мой склад готовой продукции.

Дочитали до конца поста? Не забываем ставить лайк и оставлять комментарии!