Цвет - классная штука, которая, как нам кажется, влияет на наше мироощущение, деятельность, да и жизнь вообще. Яркая толстовка добавляет оптимизма, черный свитер позволит спрятаться.
Но объективно оценить влияние красного, зеленого, желтого, черного и пр. никто из ученых не смог (физики не изучают влияние цвета, речь идет о гуманитариях и естественниках). Все исследования сделаны на основе маленьких выборок - групп людей по 10-100 человек. Поэтому то, что верно в отношении 100, не может быть верным для миллионов.
Откуда же берутся представления о том, что розовый вызывает нежность, белый связан с чистотой? На белой одежде врачей заметна грязь, поэтому ее часто меняют; возникшая ассоциация чистоты белого не имеет ничего общего с реальной чистотой - отсутствием микроорганизмов. И невеста в белом может быть бесконечно далекой от чистоты отношений.
В культуре есть закрепившиеся шаблоны значений цвета, берущие свои истоки в древности. Важно понимать, что смыслы, однажды возникнув, менялись, исчезали, появлялись вновь в искаженном виде. Но они, все равно, узнаваемы. И, взглянув смыслам цвета "в лицо", мы лучше поймем себя, примем и свои изменения.
Чтобы понять механизмы формирования смысловых шаблонов палитры, надо смотреть в историю цвета.
Начало истории цвета тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий.
Для застывшей музыки – архитектуры – синий очень важен. Он - метафора безграничности пространства и свежести.
Вы же помните о том, что в эпохи главенства мифов и религий цвета связывали с божественными силами? На самых ранних - божественными силами природы, а затем силой единого бога. Для сверхъестественной мощи природы синий являлся цветом неба и воды. А для божественного абсолюта - символом Его мудрости.
Поэтому в домах богов этого цвета было много. В языческих храмах - синий служил славе великих повелителей неба и водной стихии.
В монотеистических - исламской и христианской архитектуре - синий указывал на связь с Творцом универсума. Здания украшали росписями, изразцами, колоннами цвета небес.
Кроме того, в восточных культурах, трепетно относящихся к воде (Египет, Аравия - месопотамцы, персы, семитские народы) "архитектурный" синий помогал в повседневной застройке создать ощущения свежести, прохлады - такое важное для пустынных земель.
В Европе синего и голубого тоже было много в интерьерах храмов, а особенно в тех, что посвящены Богородице.
Но буйство небесного цвета началось в эпохи барокко и рококо - время разверстых небес
и разбеленных, нежных пастелей.
Внутреннее убранство салонов, внешний декор дворцовых зданий показывали воздушность и легкость бытия их обитателей.
Надо сказать, что не всем монархам нравилась мода. Так, например, Екатерина II ругала свой Летний дворец - называла его "взбитым кремом".
Императрица имела зависимость - фанатично строила, разрушала, перестраивала. И голубого в ее время было предостаточно.
В народной застройке цвет практически не использовался из-за дороговизны пигмента. Исключением была Польша: в расположенных под Краковом деревнях смешанным с известью ультрамарином окрашивали стены домов.
В Марокко есть синий город-исключение. О нем мы с вами говорили тут.
Современные архитекторы и дизайнеры все также «рисуют» спокойствие и воздушность синим/голубым.
Они применяют цвет интуитивно - обращаясь к архаическим культурным смыслам преклонения человека перед трансцендентной (непостижимой разумом) силой небес.
Для архитекторов XXI века синий - все та же мощь безграничного пространства.
В следующей истории о "психологии" синего.