Найти в Дзене
В поисках смысла

Визит старушки с шалью Глава 8.

Работа итальянского художника Гаэтано Беллея. Открытый источник.
Работа итальянского художника Гаэтано Беллея. Открытый источник.

Альку разбудил свист.

«Подзывают собаку?»

«Пёс» ответил завыванием.

Алька приблизилась к окну. Старый Рекс мирно спал в конуре. Она вернулась в постель и завернулась в одеяло, как в броню.

До её слуха донеслись женские рыдания.

«Неужто большуха истерит?»

Задремать удалось к полуночи, которая мало чем отличалась от полудня.

Мёртвый дружок бабы Анфисы гонялся с ведром за Алей и обливал водой:

"Почему он здесь? -задалась вопросом сновидица, - он должен тихо лежать в могиле, а ветер раскачивать над ним сосны".

Аля бежит от мальчишки к реке. Её поверхность покрыта льдом, хотя праздник Ивана Купалы отмечают летом. Она ступает на шершавую кромку.

Лёд трещит и уходит из под ног.

Холодная вода обдаёт кипятком.

Чернота полыньи так контрастирует со снежной белизной, что глазам больно.

Зазубрины кромки лезвием проходятся по коже.

Аля разжимает пальцы – река смыкается над ней.

Боже, как тяжелы воды Северной Двины!

Картина "Полынья" пейзажиста Александра Сергеевича Заварина. Открытый источник.
Картина "Полынья" пейзажиста Александра Сергеевича Заварина. Открытый источник.

…Девушка очнулась от забытья.

«Где я?»

…За окном разливается бледная муть. Как камень «опал» на кольце Эллы. Когда же наступит нормальное чередование света и темноты? Полуночница распахивает окно, рискуя быть покусанной комарами. Земля внизу – близко. И она перемахивает через подоконник.

Открытый источник.
Открытый источник.

« Посмотри страху в лицо!»

И ноги сами понесли в тайгу.

Могила находится быстро. Точно вырастает из-под земли.

Аля вглядывается в пожелтевший портрет, но не может сфокусировать взгляд. Покойница ускользает. Вдобавок слепит поднявшееся над горизонтом солнце. Чтобы избавиться от рези в глазах, она опускает голову. Но огненный диск продолжает буравить веки.

-Мама!- раздаётся зов всех страдающих детей Земли.- Мама!

В перламутровом мареве - женская фигура. В волосах-рассветные лучи.

Открытый источник.
Открытый источник.

- Девочка моя!- ( « Мамин голос!»)- Когда ты болела, то просила меня не выключать лампу.

- Я боялась темноты.

- Но на другой день ты пробуждалась без страха. Наступало светлое утро.

- Где ты, мамочка?

Вопрос остаётся без ответа.

А в висках стучит:

«Не буди девочку! До светлого утра!»

* * *

Как-то вечером, когда дождь заштриховал окна, раздался стук по воротам. Одно сердечко так и рванулось ему навстречу. Но вместо ставшей родной футболки ( “ Never complain and never explain!”) нарисовалась клетчатая шаль.

- Мир – вам. А я к вам!

- С миром и принимаем. Как поживаете, Анфиса Павловна?

-Да слава Богу: живём – хлеб жуём. А я гляжу – московка ваша всё здесь... - И огладив Алю жалостливым взглядом, присовокупила: -Худа-то ! Бёдрышки – что ручки от тазика…

Работа Леонида Леонидовича Милованова. Открытый источник.
Работа Леонида Леонидовича Милованова. Открытый источник.

Под привычный бабушкин речитатив «московку» заклонило в сон.

- Садитесь с нами чай пить!- обхаживала гостью Светлана-Соломия.

-Дело благое. С чаю горя не бывает. А я с утрення селёдочкой осолонилась.

- Как здоровье ваше, Анфиса Павловна?

- Давно уж пень, да не хочется в тень.

Старица, держа блюдце на растопыренных пальцах, принялась вкушать излюбленный северянами напиток.

- А мы тайну разгадываем!- встрял Васёк.-Про девочку. Ну ту, что будить не надо...

- Вижу-вижу, как вы Таракановку шагами меряете. Да только зряшное дело. Битого, пролитого да прожитого не вернуть…

-А если постараться?- стряхнула оцепенение Аля.

-Следочки те уж остыли…

-Какие?

- Тех человеков, кто видел да слышал.

Открытый источник.
Открытый источник.

Здесь московская гостья снова едва не унеслась на крыльях Морфея. Но любопытство пересилило:

- Но ниточка всегда остаётся. Нужно только потянуть!

-Да и тянуть-то не всяк охоч,- не сдавалась бабушка.-Только я вам, лапушки, вот что скажу. В бывалошно время я и вовсе к оконцу не подходила. Занято было местечко.

-Ох, скрытничаете, Анфиса Павловна!- вмешалась большуха.

Но бабушке от провокативного тона молодой хозяйки ни тепло, ни холодно. Она бесстрастно плетёт словесное кружево. И оно - похлеще снотворного:

- Хозяин мой обезножил…

- А что это значит?- Аля задала вопрос, чтобы дать работу обмякшему языку.

- Аль не русская?- Бабушка воззрилась на «московку», квашнёй растёкшуюся на стуле.-Обезножил –это когда ноги не ходют.

Анфиса Павловна переводит взгляд в «никуда» и продолжает:

-Любил, сердечный, в окно глядеть. И много чего видал.

- Например?- пошевелилась осоловевшая Аля.

- Как-то заикнулся о Гришке Кудреватом.

-Маринкина родня,- счёл необходимым пояснить Васёк.

Про него на деревне говорили :

«Родился – мал, вырос – пьян, помер – стар, а свету не видал».

На этот раз Алька уходит в аут окончательно. А Светлана-Соломия силится направить беседу в определённое русло:

- А чем он привлёк внимание вашего мужа?

-Вёз на тачке гробик.

-Для кого?

-А кто ж ёго знат? На заказ, вестимо.

В реал Алька вернулась от Васиного дисканта:

-Ещё один вопросик, Анфиса Павловна! Известно, что после революции во время монастырского погрома произошло ЧП. Человек с часовни упал.

- Не человек, а Ванька Кудреватый- сродник Гришки Кудреватого. Ну и нашей Маринке тоже родня. Тогда присказка была:

«С чёрным в лес не ходи, рыжему пальца в рот не клади, лысому не верь, а с Кудреватым не вяжись!»

Старушка решительно накинула на голову свою клетчатую шаль и проговорила:

- Пошла я до дому.

- До свидания, Анфиса Павловна!

У самого порога старушка обернулась и, грозно сверкнув утонувшими в веках глазками, провозгласила:

- Во всём были властны богохульники! Но в одном не было им воли. – В смерти!

Когда за гостьей закрылись ворота, и Светлана-Соломия принялась убирать со стола, к Але пришла охота поболтать:

- А чего бабуля такой кипеж подняла?

- Прошлое вспомнила.

- Это в каком веке было!

- Для тебя –давно, а для неё – вчерашний день.-И молодая домоправительница скрылась за занавеской, разделявшую хозяйственную зону и столовую.

-А она красивая была?

-Как будто с картинки сошла.

-И бойфренд имелся?

-Никакой не бойфренд, а настоящая любовь!

Звон посуды за занавеской усилился.

- Лав-стори? В Таракановке?

-Представь себе!

-Прикалываешься, «большуха»?

- С посудой управлюсь – расскажу

Когда вымытые и протёртые стареньким полотенцем чашки и блюдца заняли своё законное место в буфете, Светлана -Соломия приступила к повествованию.

-Давно это было. В нашу деревню привезли раскулаченных. Среди них была и семья по фамилии Доля.

- Странная фамилия...

-Ничего странного. Фамилия украинская. И говорящая.

-Это ещё почему?

- Тяжёлая им доля у нас выпала. Хватили горя под завязку.Трое детей в одну зиму умерло. Вся работа легла на плечи старшего – Марка. Видный парень был: жгучий брюнет, а глаза - васильковые. У любой девки в груди ёкнет. Но и наша Анфиса-девушка видная. Волосы каштановые с золотой искрой. Тело полное, белое, сдобное. Тогда ведь худышки да на солнце копчённые вниманием не пользовались.

Как их дорожки пересеклись – неизвестно. Но полюбились друг дружке. Долго таили свои чувства. Оно и понятно. Парень не только бывший кулак, «мироед», но вдобавок из баптистов, из «сектаторов».

Картина "На речке" украинского художника Владимира Григорьевича Путейко. Открытый источник.
Картина "На речке" украинского художника Владимира Григорьевича Путейко. Открытый источник.

-Из кого?

-Это прежде так сектантов звали.

Когда родители узнали про их взаимную любовь– сильно осерчали. Тяжелее всего Анфисе досталось. К ней сваты не переводились.

-А что она?

С материнским молоком впитала девушка поморскую упрямку:

" На корню засохну! Старой девой помру! Но замуж только за Марка пойду!"

А потом пришла большая беда: война. Перед долгой разлукой успели повидаться Марк и Анфиса. И даже обменялись подарками.

-Кольцами?

- Оставил Марк любимой собственные… валенки. А та в ответ подарила рукавицы, которые хвалёнкой связала. В приданое.

- А кто это - «хвалёнка»?

- Так девочек-подростков называли. Их в семьях частенько хвалили.

-Для чего?

- Для девичьего достоинства. Ну и чтобы к рукоделию приохотить.

Иллюстрация из открытого источника.
Иллюстрация из открытого источника.

- А что потом?

- Анфисины рукавицы оказались Марку по руке. Да и узор был с талисманом – поморской звездой. Пригодился подарок. Зима 1941 года лютой выдалась. А Марковы валенки Анфисе жизнь спасли.

Открытый источник.
Открытый источник.

А было так. Отправили её в тайгу – на лесозаготовки. А в бараке, где одежду сушили, пожар случился. Там и сгорели собственные Анфисины катанки. Вот когда добрую службу сослужил Марков подарок ! Она в них сено набивала, чтобы с ног не падали.

Всю войну Анфиса слёзно молила Бога:

- «Спаси, сохрани Марка!»

- И они встретились?

-А как же? Во время сенокоса. На той самой пожне, что Анфискиной ныне зовётся.

Картина Геннадия Фёдоровича Зотова "Они вернулись". Открытый источник.
Картина Геннадия Фёдоровича Зотова "Они вернулись". Открытый источник.

-А дальше что?

-Молодые тайком в сельсовете расписались. А потом уж домашних в известность поставили.

-Скандал случился?

- Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. Анфисины родители благословили дочь с иконой, а Марковы старинную Библию преподнесли.

- А свадьба? Белая фата…

- Наивная ты! - усмехнулась Светлана-Соломия.- Для невесты ситцевое платье с натугой справили, а ты : « фата, кольца». Им эти самые кольца внуки на золотую свадьбу подарили.

Работа художницы Елены Алексеевны Ткачёвой. Открытый источник.
Работа художницы Елены Алексеевны Ткачёвой. Открытый источник.

Как бы то ни было, но жили Марк и Анфиса долго и счастливо. Деток шестерых народили. Избу поставили. Уважение народа заимели. Дедушка Марк два года как помер.

- А я вчера Анфису Павловну видел, - сообщил Васёк.-Опять на встречу к своему Марику шла.

- Кстати, про «вчера»!-на смену интонации сказительницы пришёл тон «большухи».- Ты выполнил свою норму?

- Голова болела…

С видом камикадзе пацан направляется к этажерке, где хранится его личная Библия.

-Прикольная история,- замечает Аля.- А сейчас такая любовь бывает?

-Смотря у кого,- уклончиво отвечает Светлана -Соломия, взявшаяся за чистку картошки.

-«Если я пойду и долиной смертной тени,не убоюсь зла, потому что Ты со мной»!-слышится мальчишеский шёпот.

От него клонит в сон. Но одна мысль не даёт уйти в полный аут.

- Свет, я вот хочу спросить…А может, эта девочка…моя тёзка… жертва преступления? Вот её и похоронили не там, где полагается.

-При таких делах её бы просто закопали. И с концами,- слышится из-за занавески.

Аля подходит к окну и рисует кружочки на запотевшем стекле.

-Это что у тебя за художества?-спрашивает Васёк, оторвавшись от чтения Псалтири.

-Не отвлекайся!- доносится из-за занавески грозный голос.

Открытый источник.
Открытый источник.

- «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога…»- читает Васёк.

Алька продолжает чертить по влажному стеклу.

Но как Эрик смотрел на неё…Разве так глядят, когда…ну совсем ничего? И это его обращение к ней-Аленький цветочек. На стёб не похоже.

-Раз кружочек. Два кружочек. Три…- ведёт она счёт.

Затем кружочки превращаются в сердечки.

Как Светка назвала его?- Безумный коллекционер. Любопытно, где они хранят свою знаменитую библиотеку?-Но на этот вопрос сил уже не хватало. Она отправилась к себе и только прильнула щекой к подушке... Как вопросы снова вспыхнули в мозгу. Как уличные неоновые вывески.

Что там эта бабуля говорила про своего хозяина? (Странно всё-таки мужей раньше называли. Хозяин! Вот Элле и в голову не придёт так сказать про Алькиного отца...)

Итак, муж, который болел, сидел у окна и видел, как родственник этой деревенской дурочки Маринки-Хэппи тащил гробик. Для кого?

Надо бы порасспросить старушку об этом. В какие годы это всё происходило. А ещё лучше поговорить с отцом. И не по телефону, а лично. Должен же он знать про эту детскую могилу. В Таракановке он часто бывал раньше. Охота, рыбалка. Что-то папочка должен знать о той девочке, так похожей на живую Апполинарию Бондалетову.

Но самое главное: почему такая странная эпитафия на могиле?

"Не буди девочку! До утра..."

Нет, там было что-то ещё. До светлого утра! Вот как!

Могло ли всё это ей приглючиться? В таких-то подробностях...

Лысая голова снова клонится на подушку.

Сон смежил бледные веки.

Как вдруг в слуховые проходы снова проникли странные звуки: шу-ша-ши-и-и-и!

Будто ветер разметал кучу палой листвы.

Открытый источник.
Открытый источник.

А потом и вовсе разошёлся:

-У-у-у-и-и-у!

Что за трындец такой!

Спросить у хозяев?

И услышишь:

«Это твоё больное воображение…»

Ну уж тутушки-нетушки! -Выраженьице из местного сельпо. Продавщица Катря сегодня выдала. Но сосредоточиться на особенностях местного наречия Але не удаётся. Сон- это подобие смерти- заключает девушку в свои объятия.

И нет сил увернуться…

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕКСТА "НЕ БУДИ ДЕВОЧКУ! ДО УТРА..." СЛЕДУЕТ