Найти в Дзене

Кумиры и коммунизм.

Часто левые своё знакомство друг с другом начинают с вопроса об их принадлежности к какому-либо течению коммунистической идеологии (а идеология, по Энгельсу - превратное мировоззрение): маоизм/ленинизм/троцкизм/сталинизм и ещё много других более мелких (по моим наблюдениям, в последнее время это постепенно сходит на нет, что говорит о развитии левого движения (либо я чересчур оптимистичен)). Но вообще правильно ли причислять себя в последователи какого-либо деятеля? По-моему, нет, так как эти деятели добились бы намного меньшего (если и вовсе ничего) без предшествующих им других деятелей: Ленин без Маркса, Маркс без Гегеля, Гегель без древних греков и так далее.
Во-первых, было бы по крайней мере нечестно, зная это, превозносить какую-то отдельную личность над всеми остальными. А понимая общественный характер развития человеческого знания, и вовсе глупо создавать себе кумиров.
Во-вторых, думаю, не стоит даже называть себя марксистом, так как в одном из смыслов это тоже может подразум

Часто левые своё знакомство друг с другом начинают с вопроса об их принадлежности к какому-либо течению коммунистической идеологии (а идеология, по Энгельсу - превратное мировоззрение): маоизм/ленинизм/троцкизм/сталинизм и ещё много других более мелких (по моим наблюдениям, в последнее время это постепенно сходит на нет, что говорит о развитии левого движения (либо я чересчур оптимистичен)). Но вообще правильно ли причислять себя в последователи какого-либо деятеля? По-моему, нет, так как эти деятели добились бы намного меньшего (если и вовсе ничего) без предшествующих им других деятелей: Ленин без Маркса, Маркс без Гегеля, Гегель без древних греков и так далее.

Во-первых, было бы по крайней мере нечестно, зная это, превозносить какую-то отдельную личность над всеми остальными. А понимая общественный характер развития человеческого знания, и вовсе глупо создавать себе кумиров.

Во-вторых, думаю, не стоит даже называть себя марксистом, так как в одном из смыслов это тоже может подразумевать безоговорочное и догматическое принятие всего (частно без собственного размышления), что Маркс писал. А ведь он мог в некоторых вещах ошибаться, как и все люди, а что-то у него и вовсе могло устареть, так как мир постоянно меняется. Но оценивая теорию на наличие изменений, нужно исходить из научных условий применимости этой теории: так, основные положения всё ещё верны, поскольку мы до сих пор живём в условиях капитализма и классовой борьбы.

Поэтому нам надо быть диалектическими материалистами, цельно встроившими диамат в свою картину мира, самостоятельно мыслящими, а не ищущими ответы на все вопросы в трудах классиков (но и не стоит уходить в крайности, читать их всё равно надо).

И в-третьих, все приверженцы диалектического материализма были по-своему правы, имели как успешные идеи, так и ошибочные, различия их лишь в количественном соотношении истинного/ошибочного, а также между умением признавать своих ошибки или же, наоборот, упорством в отстаивании ошибочного. Поэтому нужно анализировать опыт всех деятелей прошлого, а не бездумно приписывать себя в поддержку лишь одного или нескольких из них.