Когда-то Китай состоял из ряда раздробленных княжеств, противостоящих друг другу. Затем император Ши Хуан-ди смог объединить их в одну империю Цинь. Его считали сильным политиком, но жестоким. Когда его сменил сын, новое государство дало трещину, породившую годы гражданских войн. И вот, к 202 году до н.э. образовалась династия Хань, о которой и пойдёт речь в этой статье.
Так же, как и Чжоу, Хань делят на Западный (столица - г. Чанъань на территории совр. Шеньси) и Восточный периоды. Первый считается ранним и он продлился с 202 года до н.э. до 9 года н.э.. Второй, соответственно, поздний. Китай жил в ней с 25 по 220 гг. н.э. Такую долгую жизнь династии обеспечили ей ряд первых правителей Поднебесной заложением прочного фундамента, о котором говорят не столь много, как они, возможно, того бы заслуживали.
Содержание
1. Основатель династии Гао Цзу
1.1 Внутренняя политика
1.2 Отношение с кочевниками сюнну
2. Злобная регентша Люй-джи
3. Человечный Вэнь-ди
4. Цзинь-ди и мятеж семи ванов
5. Итог
Основатель династии Гао Цзу
Новая династия Хань сменила Цинь в 202 году до н.э. по итогам восстания и гражданских войн. Её знамёна держал бывший крестьянский староста Лю Бан, ставший императором Гао Цзу (202-195 гг. до н.э.). Ему досталась разрушенная страна, с разрушенной экономикой, отстроить которую стало важнейшей задачей, если он хотел, чтобы было чем править. Ирригация была заброшена, плодородные земли сократились, сотни тысяч людей погибли во время войны, столько же, если не больше, подались в бега и прятались в лесах.
Внутренняя политика
Предыдущий опыт жестокого и безапелляционно Цинь Ши Хуан-Ди продемонстрировал всем, что такая твёрдость не гнётся, но ломается. Поэтому, новый царь предпочёл золотую середину между легизмом, который демонстрировал некоторые свои положительные стороны и конфуцианством, что сглаживало ту жестокость, которая от прежнего режима отталкивала.
Ши Хуан-ди создал жёсткое государство со строгими законами, подавив аристократические роды. Эрши Хуан-ди, его сын, по своему тираническому стилю правления, походил на отца, но не походил на него способностями. В результате все его труды пошли насмарку. Новая же власть начала по другому, она заметно смягчилась. Крестьяне получили свои наделы, уменьшились налоги до 1/15 урожая и умерились повинности. Бойцы, изъявившие желание служить в столице получали, кроме земли, ещё и освобождение от обязанности участвовать в общественных работах на 12 лет. Тем же, кто был вынужден покинуть свои дома во время "смутного времени" возвращали имущество.
Гао Цзу назначил амнистию, а жестокие наказания отменил. Продавшие себя в рабство были освобождены. Конфуцианство для него не являлось новинкой, так как он сам - выходец из Восточного Китая, до которого легизм не пробился и не одолел набирающего силу стража в лице философии Кун-фу Цзы. Потому гармония, приходящая вместе с его учением достигала новой империи в правильном цвете, пусть и в редакции Сюнь-Цзы.
Подавленная знать оказалась перед открытыми воротами и осторожно заходила туда, снова возрождая свою мощь. Земли и ранги многим из них вернули, а достойные полководцы обрели титул хоу и право “кормиться” с назначенных территорий. Таких насчитывалось около ста тридцати человек. Была объявлены даже семёрка ванов среди самых могущественных военачальников на территориях бывших царств. Полномочиями они обладали соответствующими, по крайней мере, во внутренней политике. Таким образом, Гао Цзу и вельможи приходили к компромиссу и соглашению, позволяющему держать в порядке новоиспечённое государство.
Отношения с кочевниками сюнну
Армию же Гао Цзу распустил, и довольные солдаты отправились домой к своим семьям и наделам. Император карал мятежников, но тех, кто становился к нему лицом, щедро вознаграждал. В качестве награды правитель предлагал не только материальные ценности, но в особых случаях и автономию и отсутствие надзора, за которыми вельможи так соскучились.
Свою силу Гао Цзу предпочитал направить на кочевников-сюнну, а не на своих подчинённых. Великая китайская стена, доведённая до конца Ши Хуан-ди, хоть и затрудняла движение соседей, но не могла его исключить. Да и стена во многом выполняла функцию разведки. Сюнну же к этому времени развились в некую конфедерацию во главе с шан-юем Мао-дунь (редкий случай, когда мы знаем имя главы).
Она состояла из прежних ди, жунов и прочих племён. Своё устройство конфедерация заимствовала у своих цивилизованных соседей. В районе Внешней Монголии у них проходили собрания, где они приходили к решениям путём голосований. Несмотря на замечания Сыма Цяна об их происхождении от Ся, их считали варварами, в отличии от самих китайцев.
Сражения Гао Цзу с кочевыми племенами демонстрирует классический пример тактики ведения боя кочевников. Он пришёл на север с огромной армией и напал на сюнну. Те начали отступать и войска Хань погналась за ними. Долго они преследовали своих врагов, пока гвардия императора не оторвалась от основного костяка своих войск. Тут то на него и вывалилась вся мощь мобильной варварской конницы. Неделю царь пытался выйти из окружения.
Но это не единственное, что он был вынужден сделать. Понимая, что в пределах его непосредственных владений ещё не утихли попытки некоторых представителей княжества Цинь вернуть престол, он решил не вести изнурительную затяжную войну на периферии, а заключил довольно унизительный мир с Мао-дунем, отдав ему в жёны свою дочь и отправив много даров.
Злобная регентша Люй Чжи
Конец жизни Гао Цзу пришёлся на 195 год до н.э. Он правил 7 лет. Вместо него на престол сел его сын Гуй-ди (194-188 гг. до р.х.). Однако при нём в на должности регента сидела одна из жён основателя царской династии Хань и мать нынешнего правителя Люй Чжи (?-180 гг. до н.э.). В её руках основная власть и сосредоточилась, которой она пользовалась без церемоний. Официальный властитель же вовсе не занимался государственными делами и вскоре скончался в возрасте двадцати трёх лет.
Смерть сына позволила регентше возвысить своих родственников и поставить их на важнейшие государственные должности. Далее она представила в виде официального наследника якобы отрока почившего царя, который таковым не являлся. Такой ход она повторила дважды через время, когда тот перестал быть удобен. Замена прошла посредством смерти первого липового правителя.
Способность к подобным поступкам не добавляли Люй-хоу и её семье популярности. В 179 году до р.х. она умерла. Гнев двора, состоящего, в основном, из родни бывшего царя по мужской линии, пал на её родственников. Множество должностей опустело, но для династии это не стало фатальным стечением обстоятельств. Трон перешёл Вэнь-ди, сыну Гао Цзу от одной из наложниц. Он правил 20 лет до 157 года до н.э.
Человечный Вэнь-ди
Новоиспечённому царю принадлежит множество заслуг и одна из них в том, что он установил в своём государстве рычаги управления. Ко времени его воцарения империя Хань накопила в себе большое количество сторонников учения Конфуция. Данное течение хорошо проявило себя за годы существования империи, как и его представители во власти. Эту же линию предпочёл держать и новый царь. Гармония элементов прежнего режима и конфуцианства создавало легизм “с человеческим лицом”. Простым людям уделялось больше внимания и они удостоились гораздо более благосклонного отношения. Ничего удивительного нет в том, что они полюбили этот обновлённый мир.
Вэнь-ди всячески одаривал на всевозможные празднества малоимущих, вдов и сирот, бедняков и одиноких людей, а также стариков после восьмидесяти лет. Их жаловали рисом, мясом и даже шёлком. Кроме того новый царь стремился уменьшить, итак, умеренные налоги и боролся за скромность в аппетитах, церемониале и обиходе у своего двора.
Во время его правления, Китай столкнулся с проблемой переселения северных кочевых племён юэ-чжи (иранский народ, у индусов - кушаны). Те, бежали от голода на юг, где как раз и расположилась китайская земля. Однако, эту трудность решили за Вэнь-ди сюнну, погнавшие их на запад. В 160 году до н.э. скитальцам удалось добраться до Бактрии и осесть в её северной части, тем самым разделив царство на две части. Так что можно сказать, что императору несказанно повезло и, как минимум, одна серьёзнейшая трудность прошла мимо него. Умер он через 3 года.
Цзин-ди и мятеж семи ванов
Следующего императора звали Цзин-ди (157-141 гг. до р.х.). В его заслугах подавленный мятеж “семи ванов”, поднятый племянником Лю Бана - ваном царства У Лю Пи (215-154 гг. до н.э.). Он владел пятьюдесятью городами, чеканил собственную монету и имел возможность добывать соль в довольно больших количествах из-за расположения крупнейших соляных копей. Всё это заставило его поверить в собственные немалые возможности и он смог собрать огромную армию и повести её в столицу. Атака, как уже сказано выше, провалилась. В результате Цзин-ди начал перераспределять земли между своими сыновьями и проводить реформы управления и экономики. Теперь ванам запрещалось назначать чиновников и иметь личную армию.
Итог
Когда говорят о Хань, часто вспоминают о следующем императоре У-ди, который привёл свою государство к великому могуществу. Однако, не говорят о том, сколь много сделали для Хань его предшественники и насколько они подготовили почву для такого созидания. А об этом стоило бы сказать, прежде чем говорить о создателе Великого Шёлкового пути.
Гао Цзу создал саму империю под руководством её династии, наладил отношения со знатью, облегчил жизнь простого народа, а также позволил конфуцианству пустить корни в бытовавший легизм. После его смерти власть перешла регентше, что проявила себя не столь благосклонно. Её сменил Вэнь-ди, который запомнился как очень добрый и лояльный к простому народу император, не оставлявший их в беде и нищете. Он не признавал склонность к шику у своего окружения, а потому оно было вынуждено вести себя скромнее.
Огромную роль сыграло его везение в деле переселения иранских племён кушанов или юэ-чжи. Люди любили это время. Цзин-ди в ходе подавления мятежа взбунтовавшихся ванов смог урегулировать по новому взаимоотношения со знатью лишив их прежних полномочий. Следующий император У-ди начинал не с нуля, а потому так важно сказать о тех, старался развить свою империю и сделать её великой, что и было сделано в этой статье.
Как вы думаете, кроме У-ди, кто больше всех сделал для Хань из его предшественников? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь. Спасибо за внимание!
#китай #история #восток #поднебесная #древний мир