Всем зашедшим - привет! Импортозамещение Суперджета требует достаточно больших изменений как в конструкции, так и в технологии производства, так что неудивительно, что процесс этот - не быстрый. Разговоры о том, что надо создавать отечественные узлы и агрегаты для этого самолёта, ведутся с начала полётов лайнера, но, как всегда бывает, сначала это были разговоры, потом - "концепции", потом - "понемногу, маленькими шагами, мы движемся к счастью". В итоге, на момент начала 2022 года это позволило с полным основанием утверждать, что все заявления про то, что " Суперджет иностранный самолёт, отечественного в нём 20%", остались в прошлом. Но, после известных событий, всех принятых мер оказалось недостаточно. И импортозамещение началось ударными темпами, различных новости приходят практически каждый день!
Вчера фюзеляж импортозамещенного SSJ-NEW прибыл в Жуковский. Здесь он будет доставлен в лабораторию ЦАГИ, где специалисты ОАК произведут окончательную сборку планера: установят крыло, выполнят стыковку горизонтального и вертикального оперения, осуществят монтаж навесных агрегатов. Планер и шасси самолёта подвергнутся ресурсным испытаниям, чтобы экспериментально подтвердить назначенный ресурс в 54 000 летных часов. В ходе тестов планируется получить данные по усталостной прочности и эксплуатационной живучести планера, а также подтвердить соответствие конструкции требованиям авиационных норм. Это обычная практика в самолетостроении при внесении в конструкцию планера существенных изменений.
Находящийся сейчас в Жуковском фюзеляж SSJ-NEW - уже второй, изготовленный на мощностях ОАК. Первый в настоящее время находится в цехе окончательной сборки и оснащается элементами импортозамещенных систем и агрегатов. В 2023 году он совершит свой первый полет и примет участие в программе сертификационных летных испытаний. В случае удачного их завершения, планируется к концу 2023 года выйти на сертификацию SSJ-NEW и начать серийное производство.
Казалось бы - отличная новость? Но, как всегда, существует один нюанс. Работы по импортозамещению, возможно, идут в соответствии с графиком (у Автора, к сожалению, не было возможности своими глазами увидеть официальные документы на эту тему), но в пресс-релизах, как всегда, достаточно много недосказанности.
Читая новость, можно подумать, что речь идёт о создании полностью импортозамещенного фюзеляжа - хвостовой, носовой секций и центральной части фюзеляжа. На самом деле это не верно - новая в планере, доставленном в Жуковский, только центральная часть, а носовая и хвостовая части - из заделов, оставшихся на КНАЗе для производства серийных Суперджетов.
Автору повезло - у него есть знакомые, которые в данный момент находятся на КАЗе, где собирают эти самые фюзеляжи, и на НАЗе (Новосибирском авиазаводе), где происходит сборка носовой и хвостовой частей самолёта. И я могу рассказать о том, что в данный момент происходит с этими частями.
Крыло для нового Суперджета уже делают - его конструкция и механизмы уже достаточно долгое время собираются из отечественных компонентов, а вот с покрытиями дело обстоит по-другому. Сейчас на одном из полукрыльев испытывают отечественный грунт вместо раннее использовавшегося иностранного. Это крыло, скорее всего, установят на первый лëтный образец.
Работа идет и над горизонтальным оперением и хвостовой частью в целом. Силовая структура осталась прежней, а вот шланги и трубопроводы гидросистемы, которые на суперджета были американского производства, уже заменены на отечественные. Интересно, что панелей обшивки у обычного суперджета по 3 с каждой стороны, а у NEW - по 6.
Конечно, это хорошие новости. Но вот у Автора возникает вопрос по поводу правильности порядка действий программы импортозамещения. Дело в том, что каких-либо новостей о том, как продвигается работа над двигателем ПД-8 и над бортовыми системами, нет. А ведь в сложившейся ситуации, именно двигатель и системы являются самыми слабым местом самолёта! В случае чего, кроме заводского задела на КНААЗе на 6 бортов, можно вспомнить о достаточно большом количестве Суперджетов, стоящих в Жуковском - не переданных в эксплуатацию, летавших в обанкротившихся авиакомпаниях и т.п. Часть из них восстанавливается и передаётся авиакомпаниям (причём не только из Жуковского - два самолёта авиакомпании Центр-Юг, стоявшие без движения с 2015 года, сейчас возвращены в строй и летают под флагом Red Wings). И эти планеры с частью систем, на них установленных, по мнению автора, вполне можно использовать, чтобы обеспечить выпуск SSJ-NEW (точнее, наполовину NEW) на первое время.
Что мы имеем в итоге? Кабина и хвостовая часть из существующего задела, отсутствие новостей про системы самолёта и двигатели. Но, несмотря на это, работы по самолёту идут, и это, конечно, не может не радовать! Пишите в комментарии своё мнение по поводу того, когда полетит первый SSJ-NEW, и станут ли использовать для переоборудования уже построенные самолёты?