В предыдущей статье я рассказал о истории появления MLS и о ключевых этапах развития. Сейчас я хочу рассказать о финансовой стороне вопроса, а также о том, как американцы зарабатывают деньги на футболе.
Ключевая особенность бизнес-модели MLS.
Главной особенностью лиги является тот факт, что команды не имеют владельцев. Всеми командами владеет лига, которая имеет право продать франшизу какому-либо инвестору или компании. По результатам ежегодной финансовой отчетности лига распределяет доходы между всеми клубами-участницами.
Инвестор имеет право генерировать и свой личный доход. Это достигается путем продажи прав на телетрансляции местным региональным каналам, дохода с клубного магазина и питания в день матча, также это может быть доход с местных спонсоров и так далее.
По договору клуб должен передавать часть денег с проданных билетов и часть денег от продажи игроков. Оставшуюся часть денег клуб оставляет себе. Прибыль от продажи телеправ национальному телевидению идет лиге, которая затем делит доход между клубами. Также лиге принадлежат маркетинговые права на футболистов, даже контракты игроки заключают не с командой, а с лигой.
Вся заработная плата футболистам и тренерскому штабу выплачивается лигой. И это одна из ключевых особенностей MLS. Благодаря этому в лиге есть потолок зарплат, которые можно нарушать только для трех футболистов, благодаря правилу Бекхэма (читайте об этом мою предыдущую статью). Благодаря потолку зарплат клубы финансово стабильны, они не могут обанкротиться, только если не захотят это сделать специально. Но и в этом случае лига поможет справиться с трудностями.
Из бюджета клуба владельцы могут тратить деньги на логистику, стадион, офис, развитие молодых талантов, академии и подписные бонусы игрокам. Так, например, приобретая игрока, лига платит за трансфер, а клуб в течение года обязан возместить все траты. Это позволяет не допускать гегемонии отдельных клубов с богатыми владельцами.
Так как же MLS генерирует прибыль?
Все очень просто и очень сложно одновременно.
Лига продает футбол. Футболисты сражаются за трофеи, а зритель платит за билет на матч, за телетрансляцию, за трансляцию в Интернете. Как только футбол становится интересен зрителю, значит он на "крючке" и ему можно продать больше футбола. А именно, командную атрибутику, аксессуары, одежду, сувениры и так далее. Если зритель приехал на стадион на машине, то клуб построит парковку, чтобы получать с нее доход. Зритель ждет матч, значит ему непременно нужно покушать и выпить, а также купить что-то эксклюзивное и редкое из атрибутики, что вышло специально для этого матча. Перерыв в матче, значит нужно снова покушать. Список можно продолжать долго. Главное, что генерировать доход нужно при любой возможности.
Также большие деньги приносят спонсоры. Есть спонсоры у лиги и у каждой команды. И теперь уже проблема спонсора, как продать товар людям, ведь лига зрителей уже привела. Также клубы продают права на названия стадионов, а еще сдают их в аренду под концерты, различные выступления, выставки и так далее.
Также лига развивает соцсети. Создана целая редакция, которая пишет новости, берет интервью, записывает видео со звездами MLS. Это делается постоянно и на регулярной основе.
Но самый главный источник дохода это телеправа. По 90 млн. долларов в год лига зарабатывает только на внутреннем рынке. Лига транслируется более чем в 140 странах мира.
Также лига получает доход с продажи франшиз. В нулевых стоимость франшизы составляла 10 млн. долларов, то сейчас сумма достигает в 150 млн. долларов.
Также клубы получают деньги с продажи футболистов. В США многие футбольные академии частные. Лучших представителей академии футбольные клубы могут забрать себе на специальном драфте или защитить своих лучших воспитанников, чтобы впоследствии их продать и заработать деньги.
Приносят ли клубы прибыль владельцам?
Да, приносят. Большинство клубов MLS прибыльны и с каждым годом стоимость клубов растет. Самым дорогим клубом является Атланта Юнайтед, стоимость оценивается в 300 млн. долларов. Также лига планирует расширение до 30 команд, что говорит о том, что это выгодно. В Америке умеют делать бизнес, в отличие от наших команд, часть из которых убыточна, а часть и вовсе банкротятся и распадаются.
Нашим клубам и лиге позаимствовать часть идей у MLS. А именно развитие соцсетей с гораздо большим числом активностей, с привлечением звезд, с созданием редакции, которая бы постоянно давала контент. Также создать бы Интернет площадку, где проводились бы трансляции, дополнительные активности (как, например делает OKKO и их спортивное подразделение). Надеюсь, что это будет все развиваться на территории Кинопоиска и дальше, и в будущем дорастет до полноценной студии.
Также необходимо развивать стадионы, модернизировать их, научиться работать с местными спонсорами, привлекать на стадионы интересные активности. Например, открывать больше точек разнообразного питания, чтобы люди тратили больше денег. Придумывать еще больше сувенирной продукции и атрибутики, чтобы фанаты ее приобретали.
Также было бы идеально введение потолка зарплат, что снизит расходы клубов и сделает их более стабильными, не даст им банкротиться и брать большие суммы денег из бюджетов регионов.
Необходимо регионам продавать клубы заинтересованным владельцам, которые смогли бы генерировать доход и повышать популярность футбола в стране и в регионе базирования клуба.
Я надеюсь на положительную динамику развития нашего футбола в будущем, но пока что этого не наблюдается, что крайне печально.
А пока подписывайтесь, оставляйте комментарии, на каждый постараюсь ответить как можно более развернуто.
Может быть интересно:
- Футбольные правила на сезон 22/23. Зачем делать такие формулировки, которые никак не упрощают их понимание?
На этом моя статья заканчивается. Очень рассчитываю на объективную критику и диалог по теме статьи. Подписывайтесь, ставьте лайки, дальше будет интересней. Спасибо.