Найти в Дзене

Экономическая жизнь Италии в 30-е гг. XX века. Часть 1

Экономическое положение Италии в 1929 г. значительно улучшилось по сравнению с предыдущими годами фашистского режима. Увеличилось производство почти всех видов сельскохозяйственных продуктов, в промышленности были достигнуты рекордные показатели по электроэнергии и стали, искусственному шелку и многим видам химических продуктов. Однако в самые последние месяцы года положение резко изменилось. Крах цен на нью-йоркской бирже оказал свое влияние на положение во всех странах Европы, в том числе и в Италии. В связи со снижением покупательной способности на основных внешнеторговых рынках начал резко снижаться объем экспорта (с 14 млрд. лир в 1929 г. до 6 млрд. лир в 1932 г.). От сокращения объемов внешней торговли особенно пострадала текстильная промышленность и те отрасли хозяйства, которые работали на вывоз. Кризисные явления быстро распространялись на отрасли хозяйства, менее связанные с внешним рынком: в скоре упадок стал всеобщим. Своего апогея в промышленности кризис достиг в 1932 г. В

Экономическое положение Италии в 1929 г. значительно улучшилось по сравнению с предыдущими годами фашистского режима. Увеличилось производство почти всех видов сельскохозяйственных продуктов, в промышленности были достигнуты рекордные показатели по электроэнергии и стали, искусственному шелку и многим видам химических продуктов. Однако в самые последние месяцы года положение резко изменилось. Крах цен на нью-йоркской бирже оказал свое влияние на положение во всех странах Европы, в том числе и в Италии.

В связи со снижением покупательной способности на основных внешнеторговых рынках начал резко снижаться объем экспорта (с 14 млрд. лир в 1929 г. до 6 млрд. лир в 1932 г.). От сокращения объемов внешней торговли особенно пострадала текстильная промышленность и те отрасли хозяйства, которые работали на вывоз. Кризисные явления быстро распространялись на отрасли хозяйства, менее связанные с внешним рынком: в скоре упадок стал всеобщим.

Один из плакатов той поры.
Один из плакатов той поры.

Своего апогея в промышленности кризис достиг в 1932 г. В этом году объем промышленного производства составил 72,2% от объема 1929 г., а в 1935 г.  к началу войны в Эфиопии, достиг лишь 81%. По официальным данным, число безработных в 1933 г. превысило миллион. Заработная плата по всем категориям лиц к 1934 г. упала на одну треть.

В 1931 г. кризис распространился на сферу финансов. Поспешное изъятие вкладов привели к истощению фондов главных итальянских банков. Возникла реальная угроза краха всей финансовой системы страны. На помощь финансовым монополиям пришло фашистское государство. В 1931 г. был создан особый финансовый орган – Итальянский институт движимого имущества (ИМИ), который взял на себя долгосрочное кредитование промышленности, освободив от этого частные финансовые учреждения.

Экономический кризис на много ускорил концентрацию итальянского промышленного и финансового капитала. В этом процессе фашистское государство играло активную роль. В эти годы были изданы несколько законов, облегчавших слияние коммерческих обществ. Результатом этого стало появление в стране в 1929 – 1934 гг. ряда новых монополистических объединений. Некоторые из них выросли на базе существовавших ранее крупных компаний, мало пострадавших от кризиса. Среди них были электроэнергетические компании, располагавшие постоянным внутренним рынком и получавшие от государства большие ссуды для расширения своей деятельности. Также сохранили свои позиции монополии сахарной промышленности, которые получали большие выгоды от протекционистской политики правительства. В химической промышленности, где кризис вызвал массовые банкротства, трест "Монтекатини", пользуясь поддержкой государства, вскоре превратился в крупнейшую монополию.

Наиболее сильно пострадали от кризиса предприятия металлургической и механической промышленности. Привлечение государственных средств, производимое через ИМИ, имело здесь решающее значение. Эти отрасли промышленности превратились в центры государственно-монополистических образований. Экономический кризис укрепил взаимное переплетение интересов и солидарность между фашистским государством, крупными промышленниками и представителями финансовых групп.

Муссолини осматривает гоночный автомобиль "Фиат". 30-е гг. XX века.
Муссолини осматривает гоночный автомобиль "Фиат". 30-е гг. XX века.

События, связанные с кризисом , послужили отправной точкой нового этапа в корпоративной политике. Речь шла о том, чтобы превратить в реальность корпоративную систему, которая до тех пор существовала больше на бумаге. Вообще идея обновления государственной жизни через корпорации не нова, она появилась еще в начале ХХ века, и получила идейное обоснование после прихода фашистов к власти. Сторонники этой теории рассматривали  государство как "работающую корпорацию", являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих всё общество, "всю нацию". Вместо классов сторонниками этой теории вводилось понятие "корпорации", через которые якобы осуществляется сотрудничество труда и капитала: каждая корпорация выполняет свою социальную функцию, предприниматель в корпорации не эксплуататор, а "лидер индустрии". Фашистскому государству нужна была управляемая экономика, способная служить подготовке к войне.

В марте 1930 г. правительственным декретом был заново создан Национальный совет корпораций. Старый совет и само министерство корпораций фактически бездействовали, поскольку корпораций не существовало. Закон превращал совет корпораций в один из важнейших органов фашистского государства, призванный осуществлять слияние экономики и политики, что было "основным элементом унитарной концепции фашистского государства".

Были созданы семь первых корпораций (промышленности, сельского хозяйства, торговли, банков, свободных профессий и искусства, морского и наземного транспорта). Министерство корпораций также было реформировано, и ему передавались функции министерства экономики. Новый Национальный совет корпораций состоял из равного числа представителей работодателей и работающих по найму. В него входили также министры и их заместители, представители фашистской партии: из 120 членов совета непосредственные представители производства оказывались в меньшинстве. Новый совет должен был координировать экономические отношения между различными секторами производства. С этой целью целый ряд законов, изданных с 1930 по 1934 гг. намного расширил сеть корпоративных организаций. Количество корпораций выросло до 22. К 1934 г. все активное население Италии формально было охвачено корпоративной системой.

Корпоративный принцип провозглашал подчинение частных интересов интересам нации. В действительности он свелся к подчинению интересов трудящихся интересам частного капитала. «Корпоративное государство», несмотря на многочисленные структуры, которые появились между 1930 и 1934 гг., так и не было создано.

Все изображения для данной статьи взяты из открытых источников Яндекс и принадлежат их авторам.

Благодарю всех, кто дочитал эту статью до конца! Если она вам понравилась не забывайте поставить лайк или написать комментарий.