Найти тему

Портрет любящих индийских жен, которые добровольно уходили за умершим мужем.

Сати.
Сати.

Решила сегодня поговорить о теме сати немного не в том ракурсе, который общепринят.

Наш взгляд на этот обряд сформирован на основе представлений о ценности человеческой жизни. О том, что эта жизнь одна, что за жизнь каждого человека нужно бороться до конца, что сама жизнь это безусловное благо, а смерть это безусловное зло.

И бытует убеждение, что все женщины, которые приняли участие в страшном обряде сделали это под принуждением - ибо кто согласится на подобное в здравом уме?

Проблема в том, что в местах распространения обычая самосожжения вдов представления о жизни и смерти бытовали совершенно противоположные.

И жизнь у них далеко не одна, и не является сама по себе безусловным благом - и смерть тоже не есть безусловное зло, а просто необходимое условие для, так сказать, смены жизненных декораций.

Соответственно те обряды, которые европейцам, или, до них - мусульманам (Великим Моголам) казались дикими, бессмысленными и крайне жестокими, местными рассматривались совершенно с другой точки зрения.

Вот сегодня эту точку зрения - женщины, которая добровольно шла на сати, я и попытаюсь представить.

В частности, обряд сати основывался на представлении о том, что родственные души находят друг друга во всех жизнях, но, чтобы быть вместо и быть счастливыми в следующей жизни тоже - надо покинуть этот мир вместе, согласно определенному обряду.

По воззрениям тех, кто приветствовал этот обряд, сати было логическим завершением брака. Супруги находились на совместном погребальном костре нарядные, или даже в свадебных одеждах.

-2

Сати - было делом добровольным.

Иногда женщина рвалась совершить сати, а родные и близкие ей это делать по разным соображениям не давали.

Но это не отменяет того факта, что некоторых женщин к выполнению этого обряда принуждали.

Сати, кстати - это не только сожжение. В некоторых регионах, где было принято обычное погребение тела в земле - вдову заживо закапывали в одной могиле с мужем. Вообще методы сати разнились от региона к региону - рассматривать мы их здесь не будем.

Иллюстрация 1540 года - закопанная с мужем индуистская женщина.
Иллюстрация 1540 года - закопанная с мужем индуистская женщина.

Итак - что было в голове у женщины, которая добровольно шла на сати.

Мы это знаем по описанию англичан. Поскольку англичане запретили этот обычай, и очень суровое наказание грозило и роду, к которому принадлежала совершившая сати женщина, и всем, кто хоть прямо, хоть косвенно, был участником этой процедуры - для совершения обряда необходимо было получить разрешение английских властей.

Разрешение это как минимум однажды было выдано, и человек, который его выдал, подробно описал - как вдова боролась за право умереть вместе с мужем согласно обычаю. И он же, по беседам с женщиной, выяснил - какие убеждения ею руководили.

Дело происходило в 1829 году, в Джабалпуре.

Женщине было 65 лет. Она была из знатного рода и была полна решимости умереть.
На нее воздействовали со всех сторон: англичане, которые грозили страшными последствиями для ее родственников,
сами родственники, которые были в ужасе от обещаний англичан и всеми силами старались ее отговорить от сати - все было напрасно.
Она села на солнцепек и перестала принимать пищу и воду. Кроме того, она разбила свои украшения и назвала мужа по имени - согласно местным воззрениям после этого она уже никогда не могла вернуться в семью.
Она уверяла, что уже умерла вместе с мужем, что видит перед собой их новый свадебный балдахин, что огонь не причинит ей мучений.
Выяснилось, что все женщины ее рода всегда совершали сати, и она, задолго до смерти мужа, глядя на храмы, которые были возведены в честь подвига этих женщин, тоже приняла решение совершить сати, так что когда ее муж умер - дело было уже давно решенным.
Потом, когда с рядом условий, которые должен был соблюсти ее род, ей было позволено совершить обряд - она вошла в костер совершенно спокойно, села внутри, и сгорела вообще никак не показывая физических мучений.
Такова была сила ее убеждений и ее веры. И - да. в честь нее тоже был возведен храм...

Вообще сати совершали только вдовы представителей высших каст. Считалось, это очень почетно, это придает славу всему роду, и способствует чистоте касты. Смысл в этом есть - мало какая красавица из более низшей касты согласится выйти замуж за дрогнувшего представителя высшей, если впереди у нее такие перспективы...

Так же, в случае сожжения жена навсегда соединялась с первым и единственным мужем, и ни у кого потом не возникало подозрений насчет того, что одинокая женщина завела интрижку на стороне. Такие вещи понижали кастовый статус, так что идя на костер женщина как бы свидетельствовала, что высокий кастовый статус ее рода вне подозрений.

Некоторые женщины предпочитали сати, так как чувствовали свою слабость и не были уверены, что если в их жизни появится некий красавец они не прыгнут ему на шею. См. предыдущий абзац.

Были еще удивительные случаи, когда с умершим мужчиной себя сжигала посторонняя женщина.

Она могла быть намного старше его (это не имело значение - перерождались, или попадали в рай все молодыми), могла иметь другого мужа, могла вообще не быть знакомой с умершим при жизни.

Но - каким - то образом, эта женщина, как правило, из более низкой касты, вдруг получала сон, или озарение, что умерший - ее муж, в котором они были вместе много предыдущих воплощений, а потом она что - то сделала не так - и была наказана тем, что родилась и прожила жизнь отдельно от него.

Она или шла с ним на погребальный костер вместе с родной женой (или вместо нее), или, если ей это вдруг не позволили, или она опоздала - она могла набрать пепла с его погребального костра, или взять какую - то его вещь - и сжечь себя вдогонку, причем, бывало, ее собственный муж и дети ей в этом помогали - ну а как не помочь родному человеку получить в будущей жизни более высокую касту и лучший удел?

В общем - все упиралось в веру в перерождения, в множество жизней и в кастовую систему. А еще в любовь. И желание быть с этим человеком вместе и в следующей жизни.

И эта система мировоззрения приводила к тому, что реально, многие женщины вполне добровольно шли на смерть вслед за мужем, чтобы - не расставаться с ним и впредь (если они его любили), и чтобы не понижать в следующем рождении свою касту (или, своим недостойным поведением в жизни без мужа не понижать касту своего рода), и, даже - чтобы в будущем рождении иметь и более высокую касту и более знатного и богатого супруга.

Мир полон странных воззрений.

Недавно узнала от знакомой, как одна монахиня взяла благословение, чтобы не мыться. Чем она немытая более просветленная, чем мытая - мне лично не понятно - но для нее это важно и имеет смысл. Это я к тому, что самые странные мероприятия вполне могут иметь своих искренних последователей, поэтому не стоит думать, что, в данном случае, на такой страшный с нашей точки зрения обряд, женщины не соглашались добровольно. Соглашались. Хотя, повторяю, и противоположных случаев было более чем достаточно...