В продолжение разговора о событиях нашего времени, хотелось поразмышлять вместе с Дмитрием Куликовым, частым гостем у Соловьева. Он считает, что происходящее на западе очень напоминает, то что происходило в нашей стране с 1982 по 1987г.г. Очень много похожего. Слова Трампа, что США может постичь участь СССР, т.е. развал, лишь подтверждают эту мысль.
В 20-е годы прошлого столетия был запущен советский проект, но люди, которые жили в 70-е, 80-е годы уже не очень помнили, что было в основании этого проекта. Андропов уже тогда начал говорить, что непонятно в каком хозяйственно-политическом социуме живет страна, т.е. было непонятно, что делать дальше. Еще Сталин считал, что если мы не создадим теорию развития СССР, то нам конец. Такая теория не была создана, а конец всем известен. Американский проект, запущенный в послевоенные годы тоже уже исчерпал себя, и непонятно, что делать дальше, и спросить совершенного не у кого. Теории у них тоже нет, и они не совсем понимают, в какой точке развития находятся.
Куликов считает, что у американцев нет шансов выбраться из кризиса, в котором они сейчас находятся, потому что они не смогут изменить себя. Для этого нужно понять, что в устройстве США не так, а диагноз поставить сами себе они не смогут. Их американская мечта осуществлялась за счет других народов, и по-другому они жить не умеют. Стоит лишить их возможности грабить других, и вся система тут же рухнет. У запада нет образа будущего. Они впервые не могут его сконструировать, чтобы продать миру. Ту свободу, которую они предлагают человеку, разрушит их самих. Остается только война.
В позднем СССР тоже не понимали, что делать, и правящая номенклатура считала, что система уже не реформируема. Пытались и перестройку, и гласность, и ускорение привнести в жизнь общества, но это не помогло. Хотелось джинсов, баночного пива, жвачек, свободного времяпровождения, вместо комсомольских собраний, а видеомагнитофон был пределом мечтаний. Хотелось много чего, что было запрещено в СССР, а запретный плод, как известно... Получили то, что получили, и как выбираться из этого пока непонятно.
Нам, конечно нужно думать прежде всего о себе, но есть ли у нас понимание, какое общество мы хотим создать, есть ли у нас этот образ будущего, воспользуемся ли мы опытом построения общества социальной справедливости с учетом всех глупостей и ошибок, которые были сделаны, для меня вопрос открытый. Жаль, если оправдается парадокс Гегеля:
История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории.