Найти тему
Другое мнение

Православное духовенство: есть ли среди них консерваторы и либералы?

Известный и уважаемый американский священник недавно выступил на тему использования соответствующей терминологии для описания православного духовенства. Поскольку многие проблемы светского общества проявляются в жизни Церкви, также стало обычным использование светских ярлыков (слишком хорошо знакомых в политическом дискурсе) для описания взглядов, выражаемых духовенством. Этот священник весьма мудро указывал, что, хотя Церкви и Ее духовенству, безусловно, уместно и необходимо высказываться по многим политическим вопросам, с которыми сталкиваются православные верующие, политические ярлыки «консерваторов» и «либералов» на самом деле не имеют какое-либо значение в Православной церкви.

Вот причины:

Всякий священник, выражающий учение Церкви, как оно изложено в Священном Писании, Канонах, Отцах Церкви и во всем Священном Предании, не является «консерватором» — он просто православный, следующий традициям Церкви.

Любой священник, который поступает иначе, не является православным.

Любой священник, который учит, что «мужчиной и женщиной сотворил их Бог», что род и пол тела соответствуют полу души, не является «консерватором» — он просто православный.

Любой священник, который пишет статьи или выступает на конференциях, отстаивая различные аспекты ЛГБТ-повестки, не является «либералом» — он просто не православный.

Всякий священник, утверждающий единство всех рас через Тело и Кровь Христову в Церкви, что есть единая Православная церковь независимо от нации, в которой все причащаются в рамках канонического строя, не является «консерватором» — он просто православный.

Любой священник, противопоставляющий одну нацию другой, выступающий за расистскую политику или продвигающий идею о том, что концепция расы является фундаментальной для человеческой идентичности, не является «либералом» — он просто не православный.

Любой священник, выступающий за то, что человеческая жизнь начинается с зачатия, призывает своих верных трудиться для сохранения жизни в утробе матери, жертвовать свое время и деньги на помощь матерям и их детям, которым грозит аборт, и голосовать за кандидатов, которые выступают против абортов, не "консерватор" - он просто православный.

Любой священник, который поддерживает убийство не рождённых детей во чреве, открыто или с помощью завуалированных выражений, или начинает наступление на Образ Божий с помощью вводящих в заблуждение слов об «уважении автономии женщин», что сбивает с толку верующих и позволяет невинным, невольно споткнутся в тяжкие грехи - это не «либеральные» клирики - они просто не православные.

Любой священник, который утверждает и учит, что все половые грехи, включая однополые влечения, произошли от грехопадения и требуют борьбы и покаяния, не является «консерватором» — он просто православный.

Любой священник, который утруждает себя поездкой за сотни или тысячи миль, чтобы посетить конференцию, посвященную путям «мозгового штурма», посредством которых Православная церковь могла бы «просветиться» на «новую психологию» современной сексуальности, не является «либералом» — он просто не православный.

Любой священник, который черпает свое учение о нравственных, медицинских, психологических и семейных решениях строго из Священного Предания Церкви — Писания и Святых Отцов, — не является «консерватором»: он просто православный.

Всякий священник, придающий значение в учении в этих областях «просвещенным» учениям человеческого разума, считая их гораздо более прогрессивными, чем Священное Предание Писания и Отцов Церкви, не является «либералом» — он просто не православный.

Мудрый священник, который провел это важное различие, сослужил всем нашим клирикам и верующим большую услугу. Мы могли бы использовать эти термины — «либеральный» и «консервативный» — в наших неформальных беседах, но этот отец прав: внутри Церкви нет «партий», есть только те, кто придерживается Ума Церкви, Ума Отцов.

С такими людьми неизбежно сталкивается каждый православный христианин. Некоторые из них будут даже в рясах. Если и когда вы это сделаете, лучшей стратегией может быть развернуться и бежать из их церквей и школ, а также предупредить других сделать то же самое.

Автор: протоиерей Джеффри Корц