Криминальное кино ФРГ, расцвет которого пришелся на 60-ые годы, стоит несколько особняком в недрах того, что принято именовать «европейским нуаром». Это направление в кино весьма симптоматично, а потому в ближайшее время мы посвятим ему несколько публикаций.
Начнем с того, что оно было вызвано к жизни возращением в Западную Германию выдающихся кинорежиссеров, которые именно в недрах Голливуда творили каноны классического нуара. Можно вспомнить Фрица Ланга и Роберта Сьодмака.
Опять же киноведы (не только Западной Германии) были вынуждены признать, что некогда кинематограф Веймарской республики, известный как «калигаризм» (в отечественном варианте «германский кино-экспрессионизм») мог уверенно дать фору как французским, так и американским творениям. А потому предприняли попытку «культурного реванша».
Оный осуществлялся под негласным лозунгом: «Доктор Мабузе наше всё». Хотя реанимация фильмов про приключения талантливого злодея во многом осуществлялась без гениального Фрица Ланга, этого персонажа породившего. Но была задана своего рода канва, в которой двигалось германское кино 60-ых годов. Главной темой становились тайные организации, которые хотели «нарушить покой» буржуазного общества.
У этого направления было своего рода олицетворение. Несколько десятков лент, снятых в указанное время студией «Риальто Фильм» (с позволения сказать, сводным братом и по ныне здравствующей студии «Константин»). Режиссером обычно был Альфред Форер, предпринимавший экранизации британских криминальных романов.
Чаще всего этого были повести Эдгара Уоллеса, чуть реже – Джеймса Чейза, который нередко выступал под псевдонимом Реймонд Маршалл. Именно так произошло с новеллой «Миссия в Сиену» (1955), давшей основу сюжета для немецкого фильма «Зал ожидания на небеса» (1964).
Как и во многих подобных творениях, здесь одна из негативных ролей отводилась молодому Клаусу Кински. Тому хотя и не было даже сорока лет, но уже считался восходящей звездой мрачного германского кино, которое во многом напоминало французский нео-нуар, хотя и пыталось стать ему альтернативой.
В «Зале ожидания» этот выдающийся актер сыграл Шапиро, спившегося метателя ножей (привет персонажу Отойя из «Девушки на мосту»), коему поручено убрать одного богатея. Собственно зрителя оставили в неведении, почему был избран столь причудливый метод совершение преступления.
Впрочем, сама лента тоже не кажется логичной, но обнаруживает в себе черты нарождавшейся бондианы. По крайней мере, главный герой берется обезвредить международную «злодейскую» организацию, которая базируется в Триесте, хотя сама история начинается в Лондоне (как и в большинстве западногерманских криминальных фильмов того времени).
Почему Триест? Это причудливый курортный город, считавшийся «спорным»: на него в разное время претендовали и Австрия, и Италия, и Югославия. А потому он может стать идеальными подмостками для криминальных происшествий, в которых задействованы и тайные тюрьмы, и всякого рода опускающиеся вам на голову потолки.