Найти тему
НУАР-NOIR

Клаус Кински в малоизвестной экранизации Чейза

-2

Криминальное кино ФРГ, расцвет которого пришелся на 60-ые годы, стоит несколько особняком в недрах того, что принято именовать «европейским нуаром». Это направление в кино весьма симптоматично, а потому в ближайшее время мы посвятим ему несколько публикаций.

Начнем с того, что оно было вызвано к жизни возращением в Западную Германию выдающихся кинорежиссеров, которые именно в недрах Голливуда творили каноны классического нуара. Можно вспомнить Фрица Ланга и Роберта Сьодмака.

Опять же киноведы (не только Западной Германии) были вынуждены признать, что некогда кинематограф Веймарской республики, известный как «калигаризм» (в отечественном варианте «германский кино-экспрессионизм») мог уверенно дать фору как французским, так и американским творениям. А потому предприняли попытку «культурного реванша».

Оный осуществлялся под негласным лозунгом: «Доктор Мабузе наше всё». Хотя реанимация фильмов про приключения талантливого злодея во многом осуществлялась без гениального Фрица Ланга, этого персонажа породившего. Но была задана своего рода канва, в которой двигалось германское кино 60-ых годов. Главной темой становились тайные организации, которые хотели «нарушить покой» буржуазного общества.

У этого направления было своего рода олицетворение. Несколько десятков лент, снятых в указанное время студией «Риальто Фильм» (с позволения сказать, сводным братом и по ныне здравствующей студии «Константин»). Режиссером обычно был Альфред Форер, предпринимавший экранизации британских криминальных романов.

Чаще всего этого были повести Эдгара Уоллеса, чуть реже – Джеймса Чейза, который нередко выступал под псевдонимом Реймонд Маршалл. Именно так произошло с новеллой «Миссия в Сиену» (1955), давшей основу сюжета для немецкого фильма «Зал ожидания на небеса» (1964).

Как и во многих подобных творениях, здесь одна из негативных ролей отводилась молодому Клаусу Кински. Тому хотя и не было даже сорока лет, но уже считался восходящей звездой мрачного германского кино, которое во многом напоминало французский нео-нуар, хотя и пыталось стать ему альтернативой.

Кадр из фильма «Зал ожидания на небеса» (1964)
Кадр из фильма «Зал ожидания на небеса» (1964)

В «Зале ожидания» этот выдающийся актер сыграл Шапиро, спившегося метателя ножей (привет персонажу Отойя из «Девушки на мосту»), коему поручено убрать одного богатея. Собственно зрителя оставили в неведении, почему был избран столь причудливый метод совершение преступления.

Кадр из фильма «Зал ожидания на небеса» (1964)
Кадр из фильма «Зал ожидания на небеса» (1964)

Впрочем, сама лента тоже не кажется логичной, но обнаруживает в себе черты нарождавшейся бондианы. По крайней мере, главный герой берется обезвредить международную «злодейскую» организацию, которая базируется в Триесте, хотя сама история начинается в Лондоне (как и в большинстве западногерманских криминальных фильмов того времени).

Кадр из фильма «Зал ожидания на небеса» (1964)
Кадр из фильма «Зал ожидания на небеса» (1964)

Почему Триест? Это причудливый курортный город, считавшийся «спорным»: на него в разное время претендовали и Австрия, и Италия, и Югославия. А потому он может стать идеальными подмостками для криминальных происшествий, в которых задействованы и тайные тюрьмы, и всякого рода опускающиеся вам на голову потолки.