Швед Фредрик Бакман давно завоевал сердца российских читателей. Так, например, по итогам опроса, проведенного в Санкт-Петербурге Цетральной городской публичной библиотекой имени Маяковского, он был признан «лучшим зарубежным писателем 2021 года, произведения которого изданы в переводе на русский язык». И с этим титулом трудно не согласится. Кстати, читатели отдали свои симпатии шведу именно за роман «Тревожные люди».
Из всех известных мне доселе книг Фредрика Бакмана эта – наиболее изобретательная по конструкции сюжета и увлекательная с точки зрения ожидания развязки. Видимо, писатель решил немного попробовать острой литературной приправы в виде хорошо знакомого стиля скандинавского детектива. Но эта заманчивая стартовая история о том, как грабителю не удалось ограбить банк и потому он захватил заложников, лишь внешняя упаковка свообразного альманаха слабостей, страхов и надежд обыкновенных шведов. Они живут не в Стокгольме а в небольшом городке, который можно назвать «провинциальным». Но проблем от этого у них не становится меньше. И каждый из персонажей романа «Тревожные люди» вполне попадает под данную номинацию, вынесенную автором в заглавие. Каждому есть о чем тревожится. Даже дуэту полицейских – Джиму и Джеку, отцу и сыну, которые вынуждены решать все возникшие в тот предновогодний день проблемы, связанные с захватом заложников.
Вынужденно образовавшееся их сообщество становится колоритным коллективным портретом тех людей, которые редко попадают в выпуски теленовостей или на первые полосы газет. И практически никогда не встречаются друг с другом в реальности.
Бакман в очередной раз не упускает возможности отвести свою (и заодно – нашу) человеческую душу, представляя нам каждого из персонажей не только в момент допроса после окончания истории, но и в ходе самого инцидента с захватом. При этом такие скачки во времени и в пространстве не выглядят надуманным авторским ходом с целью запутывания истинных причин поведения каждого. Таких загадок по каждой персоне хватает на весь роман. Эти «перемещения» - суть отражение непостоянства нашего мира, его непредсказуемости, когда люди абсолютно не знают тех, кто их окружает. В прежние времена такая разобщенность индивидуумов именовалась «некоммуникабельностью западного общества». Сегодня очевидно, что эта ситуация тотальна для всего человечества. О причинах напрямую нам пишет сам Фредрик Бакман: «Правда в том, что, если бы люди действительно были так счастливы, как выглядят в соцсетях, они бы не проводили столько времени в интернете, потому что тот, кто по-настоящему счастлив, не тратит полдня на то, чтоб сделать селфи для соцсетей. Каждый может возделывать свой аккаунт, если у него достаточно удобрения, и, если по ту сторону забора трава кажется зеленее, значит, там просто полно навоза. Но сегодня это не играет роли, потому что мы научились требовать, чтобы каждый день был совершенно особенным. Каждый».
Вот они и получили «особенный день». Каждый на свой лад и своими последствиями. А сплотила их та самая ситуация вынужденного пребывания в квартире, в которую они явились по приглашению риэлтора для осмотра и принятия решения о возможной ее покупке.
Однако Бакман не был бы самим собою, если бы все вот так и оставил в финале, когда мы понимаем, что прочли книгу не о драме с ограблением банка и захватом заложников, а о том, что людям надо учиться не только слушать и слышать руг друга, но еще и понимать то, что они слышат. Писатель даст нам и разгадку того трагического случая, который произошел ровно за десять лет до описываемых в романе событий. И в этом тоже заключена традиция скандинавского литературного нуара, когда прошлое не то, чтобы определяет настоящее, но давит на сознание героев воспоминаниями о прошедшем и тревогами о нынешнем дне.
Только не подумайте, будто в «Тревожных людях» все грустно и тяжело. Совсем наоборот. Талант Фредрика Бакмана в том и заключается, что он смотрит на мир с улыбкой, принимая его и не отталкивая в попытках эскапизма. И даже события драматические он излагает с неким лукавым сочувствием, прекрасно понимая, что он, как автор, в своем праве развязать все фабульные узлы к удовольствию и героев, и читателей. Он видит и описывает слабости своих персонажей, но он прекрасно понимает: откуда они произошли. И в его взгляде нет ни тени снисходительности, а есть добрая ирония. Когда привычные взгляды людей и модели их поведения вдруг «не работают». Тогда и наступает тревога пополам с растерянностью. Как резюмирует банкирша Зара: «Мы забываем не только о том, какие мы жадные, но и о том, какие мы слабые. И это нас разрушает».
К счастью, эксцесс неудавшегося ограбления и удавшегося захвата заложников в романе «Тревожные люди» разрешается не то, чтобы счастливо, но к спокойствию и удовольствию всех его участников. Я не хочу сказать, что перед нами текст, переполненный социальным оптимизмом. Но что-то человеческое и обнадеживающее в нем явно присутствует. Что? А это пусть каждый читатель решает сам для себя, прочитав его.
Сергей Ильченко
#литературадзен #обзорнакнигу #рецензиянакнигу