Найти в Дзене

Гномон

Не самое легкое чтение. А главное с большим вопросом «Зачем?» в послевкусии. Нет, с точки зрения финала, это даже забавно в целом, но есть ощущение, что автор вложил чертову гору усилий, чтобы очень развернуто (на 850 страниц) и изощренно (в пяти сюжетных линиях) и даже несколько напыщенно (поверьте на слово) изложить банальную истину типа «красть не хорошо» или «не суй пальцы в розетку».

Банальная истина в данном случае - не теряющий актуальности уже пару десятилетий вопрос соотношения безопасности и личного пространства, всеобщего блага и самостоятельности выбора. Дилемма не нова, и точка в дискуссии далеко еще не поставлена, но как-то все чрезмерно накручено, да и тема до конца не раскрыта в итоге, на мой взгляд.

Чрезмерность – вообще, пожалуй, слово, наиболее точно иллюстрирующее эту книгу. Видно, что автор очень старался – сквозные образы исправно кочуют из сюжета в сюжет, планомерно обогащаются и раскрываются, все веревочки подвязаны по смыслу и все же в этом изобилии чего-то не хватает. Моей читательской вовлеченности, например.

По отдельности сюжетные линии не плохи. Брутальная история банкира навеяла мне что-то лайтово-пелевинское, линия Афинаиды Карфагенской вполне себе фэнтезийная, самая интересная, пожалуй, вставка эфиопского художника Бекеле и его семьи. Что касается расследования инспектора Нейт в почти идеальном Лондоне будущего – это несомненно любопытно и как раз об этом мире я бы с интересом поговорила с другими читателями. Ну, а что касается пятого героя… Не могу сказать, что Гномон как персонаж получился достоверным. Слишком человечны реакции и мысли, нет того вселенского размаха, что подразумевался. То есть как контрнарратив… ой нет, не буду спойлерить…

Пытаюсь нащупать свое отношение к роману и затрудняюсь. Понравилось? Скорее да. Впечатлило? Скорее нет. Потраченного времени (а читала я долго) мне, пожалуй, не жаль, но и истово рекомендовать кому-то вряд ли стану.

А вот про Свидетеля и Систему прямо хочется обсудить. Может, кто читал и готов к дискуссии?

P.S.

Цитаты:

Нам нужно человечество получше, а не более справедливые законы.

Человеческое состояние точнее всего отражается и фиксируется попсой.

… я – это я, и я - не ваша. Если ты вообще веришь в права, не можешь этого отрицать. Это первично. Без этого права других просто не существует.

У каждого народа есть свои горести и свой стыд, свое безумие. Это было наше.

Выбор – это мы и всё, что у нас есть. Наши ошибки должны быть именно нашими, ибо как иначе можно надеяться стать лучше?