- Откуда она и почему учёные нас дурачат?
- Как привить обществу плюрализм мнений?
Вы знаете ещё по институтской программе: учёные работают вместе, но не могут найти общий язык, и заканчивается это враждой и созданием разных научных школ и направлений. И каждый старается доказать свою правоту, перетянуть на свою сторону как можно больше сторонников, не останавливаясь даже на использовании запрещённых приёмов. Психоанализ не исключение.
Как пелось в одной песне о любви в поезде:
Оказалось: подушки грязные,
И остались вопросы праздные.
Мы с тобою навеки связаны,
Только едем в стороны разные.
……………………….
Вот вам пример из жизни. Попробуйте обсудить с хорошим врачом причины какой-нибудь болезни. Если у вас нет кандидатской диссертации по этой теме, он наотрез откажется с вами говорить. Ведь слишком много существует этих причин. Из которых почти все спорные, и как они работают, известно только врачам. А некоторые причины, увы, вообще неизвестны никому. Так что вам с конкретным врачом бесполезно говорить на эту тему, вы всё равно друг друга не поймёте. А если этот врач психиатр, который учился шесть лет в институте, потом три года в ординатуре, а ещё пять лет читал иностранные статьи в Интернете? Он вас просто забросает латинскими и английскими терминами, причём будет ехидно улыбаться. Ещё бы, он обязан защищать свою профессию, свои методики, свою касту. Он за это получает деньги (это раньше, во времена древней Греции, врачи лечили бесплатно). А теперь за крамольные высказывания его могут и лишить врачебного звания.
Хотя все они проговариваются… Вот сегодня я слушал выступление одного известного доктора медицинских наук, академика и так далее. Который объяснял, что новый вирус «обязан растолкать локтями» старые вирусы, поэтому он неизбежно станет более контагиозным. Что медицина нарушила работу «предохранительного клапана регулирования человеческой популяции» и на планете наблюдается взрывной рост населения. Что всем русским людям надо поголовно ещё и ещё раз привиться, даже тем, кто тяжело переболел. И всё время повторял: «Ведь если, не дай Бог…». Или: «Конечно, Бог даст…».
……………….
Пойдём дальше, не надо спешить и не надо никого критиковать, таких примеров у меня и у вас самих много, а будет ещё больше. И я стараюсь не для того, чтобы доказать именно мою правоту, оправдать именно моё навязчивое стремление построить научный фундамент для моих психоаналитических изысканий на таком зыбком и, как кажется, ненаучном понятии, как «душа». Которая, как известно, от Бога.
Лично я мог бы использовать и другие понятия. Лимбическую систему мозга (так называемый висцеральный мозг), эпифиз, гипофиз, вилочковую железу, левое полушарие, правое полушарие, гормоны, стволовые клетки и так далее. Некоторые так и делают, говоря, что гипоталамус вместе с миндалиной — это то, что регулирует всю нашу психику: инстинкты (голод, жажду, страх), половое поведение (либидо, заботу о потомстве), бессознательное (память), эмоциональные состояния, эмпатию и принятие решений. Но такая психика есть и у животных. А что регулирует и оказывает влияние на сам гипоталамус или на миндалевидные тела? Как ни просвечивай мозг на томографе, как ни замеряй уровень дофамина, окситоцина и прогестерона, как ни изучай крестцовые сегменты позвоночника и центры удовольствия, — что происходит с человеком понять или предсказать трудно.
Просто так оказалось, что нет для нас, жителей России, сейчас более важного понятия, чем душа. Что, как ни крути, как ни изобретай всё новые и новые термины для наших тревожных и запутанных мыслей, на данный момент «душа» это лучшее понятие, изобретённое для объяснения сущности человека. И им вполне можно и нужно пользоваться. И уж оно получше, чем «либидо», окситоцин, психо-сексуальность или такой «научный» термин, как «эмоции», который постоянно используют, как эквивалент слов «психическая организация», патологии, наследственность, черты характера, темперамент и так далее.
Некоторые даже говорят, что эмоции это заложенные в человеке нейропрограммы, которые управляют мотивациями и целеполаганием в рамках лингво-когнитивного подхода. А их «код» имеет семантическую основу. Получается, что язык имеет отношение к происхождению психики и самого человека, а не наоборот!
Откуда всё это? Почему нас пытаются лечить от несуществующих в природе «психоэмоциональных» расстройств? Причём всех одними и теми же лекарствами, каждый курс которых стоит дороже, чем доход обычного пенсионера?
Вы же прекрасно знаете, что еmoveo по-латыни означает «потрясаю, волную». То есть, любое субъективное движение, состояние, реакция на объективную реальность и есть «эмоция». Субъективное, но не объективное.
Тем более, что все «эмоции», все эти «affections» и «hostitlties», привязанности и враждебности, то, что нравится или не нравится, тоже идут от “otherness”, инаковости, непохожести, несовместимости каких-то качеств или свойств человеческих душ. А в чём эта непохожесть? Ну там, агрессивность, паранойя, ксенофобия – это понятно. Понятны и бессознательные фантазии излишне впечатлительных натур, которые проходят со временем. А на самом деле? С точки зрения объективности? Трудно сказать? Так хотя бы дайте каждой этой непохожести чёткое и понятное определение.
…………………….
Конечно, человека трудно объективно познать. Но это не значит, что нужно его выставлять дураком, который от рождения в чём-то всегда виноват. Хорошо хоть такие документы, как справку из расового отдела, от него не требуют. Хотя было время, когда требовали. 😊— и это не шутка.
…………………….
Идём дальше. По поводу лечения. Общеизвестно, что даже многие вопиющие «инаковости», как, например, антиобщественное воспитание, фанатизм, национализм, диковинные или устаревшие семейные традиции, — можно преодолеть.
Кто-то спросит, а чем же тогда недоволен психоанализ, чего ещё ему не хватает? Ведь раз общество способно жить и даже развиваться, всё не так уж и плохо. А что плохо — надо перетерпеть.
Вот, казалось бы, в нашем примере, молодожёны должны быть счастливы. Какие тут у психоанализа могут быть возражения? Оба молоды и красивы, есть дом, налажен быт, жена в тапочках похожа на мать, муж с газетой на отца, никаких неразрешимых эдиповских переживаний, никаких незавершённых гештальтов, семейный уют, атмосфера счастья, спокойствия и взаимного доверия. Живи, привыкай, думай о хорошем, и всё со временем наладится.
А психоаналитик, как, кстати, и врач, судья, свекровь или старая бабушка точно знают, что женщине, увы, почему-то всё время хочется, скажем так, отношений с незнакомым человеком. Хотя это, вне всяких сомнений, несёт в себе невероятное количество опасностей и для неё, и для мужа, и уж тем более для детей. Бессознательный опыт всех её предыдущих поколений должен «вопить» об этом и не давать расслабиться даже во сне. Но он почему-то этого не делает.)) Почему? Может быть, психоанализ перестанет молчать и объяснит? Но никто к психоаналитику на консультацию не записывается! Проще ведь и дешевле дать когда-то любимой женщине по морде и запереть её на кухне, чтобы не высовывалась. И что с того, что 70% наших браков в результате «недопонимания друг друга» распадается из-за … и …, извините за резкость.
………………………..
Что я хочу сказать в заключение? Необходимость принять свою и партнёра «инаковость», как и вообще «плюрализм» мнений, религий, гендерных различий, материальных, умственных, духовных способностей и потребностей людей, — это теперь считается в Западной психологии и психоанализе проблемой не только брака, но и всего человечества.
Но только громкие призывы к терпимости и здравому смыслу, гуманности, толерантности, подчинению большинству и отказу от самостоятельности здесь не помогают, как не поможет дипломатия и торговля в случае уже начавшегося военного противостояния, когда пролилась первая кровь. За свои убеждения многие люди (особенно народы нашей страны) будут стоять до конца. Сюда же можно отнести религиозные конфликты, терроризм, антисемитизм, тысячелетнюю взаимную подозрительность целых стран и континентов друг к другу (включая и западные народы к славянским), когда примирить непохожесть не удаётся.
А что делать многонациональным государствам? Как всем полюбить всех и навсегда, если даже одного трудно? И опять вынужден вам сказать, что психоанализ, хотя его наукой не считают, а его теория состоит из мозаики понятий, придуманных разными авторами из разных школ и эпох, может здесь хоть что-то объяснить и посоветовать. А медицина, психиатрия, неврология, анатомия и антропология – нет. Воюйте, ребята, дальше. Пока друг друга не истребите. Потом, конечно, будет мир, придёт богатый дядя и купит всё, что останется. По дешёвке и за ваши же деньги.
Вы же знаете, что, если возникает потребность массово и гарантированно воздействовать на большие массы людей, власти давно используют разные «промывания мозгов» и «психопы» (контроль сознания с помощью специальных подразделений пси-хическихоп-ераций). Это стоит не так уж и дорого.
Ну, а когда прозвучат первые выстрелы, всё это уже и не нужно. За любое неповиновение в военное время наказание одно — расстрел. Вот вам и психология.
……………….
Так что делать? Учиться быть плохими, чтобы по-плохому разбираться с плохими людьми? А совесть, гуманизм, идеалы и вековые мечты о справедливости, — куда тогда всё это девать?
Конечно, государство знает, что делать. Есть целые теории, которые позволяют тайно управлять людьми и их сообществами. Туда входят такие разделы, как понимание проблем, изыскание ресурсов, назначение ответственных за решение на всех уровнях, идеологическое сопровождение, императивы и ориентиры, создание новых символов, смыслов, культурных кодов, создание институтов и механизмов управления, наличие обратной связи. Что здесь не так?
А то, что контроль за поведением людей в таких теориях негласно достигается с помощью внушения, пропаганды, запретов и насилия, а не творчества и свободного волеизъявления. Хотя всем известно, что эффективно править можно только теми, кто этого хочет сам. И добровольно, осознанно, аргументированно согласен со способами оценки задач, способов достижения результатов и методами принуждения к исполнению непопулярных решений всеми несогласными и недовольными.
Увы, всё это уже плохо работает. Исторический опыт показывает, что никакой Дух Небесный, никакие законы перемен или страх Божий, никакие призывы к разуму и справедливости во имя жизни на Земле не в силах помочь человечеству, пока оно не осознает себя и не обратится на путь познания и добровольного признания того, что есть. Вся наша экзистенция — это переживание свободы выбора, данной нам от Бога. Настало время это понять.
Хотите пример? Пожалуйста. Существуют две стратегии существования: труд, жизнь за счёт собственных ресурсов, умения, терпения и смирения или паразитизм, жизнь за счёт других. В чём же сложность бытия? Будь откровенным, назови вещи своими именами, и дай каждому то, что ему нравится или предназначено судьбой? Пусть только мы, работники всемирной армии труда, будем иметь право владеть Землёй. «А паразиты – никогда»?
Но всё не так просто. Ведь паразит может быть полезен. Здоровый, хитрый и умный паразит может развить свой талант, интеллект, чувство прекрасного до такой степени, что ему будет легко управлять другими, даже без всякого принуждения. Даже вредные микробы могут помогать организму избавляться от ядов и токсинов, а уж хороший оратор и политик может натворить столько всего… Хотя всем понятно, что его призывы защищать добро это всего лишь желание сохранить собственную жизнь. Как можно дольше.
Больной же паразит, хоть и прикидывается благодетелем человечества, способен тайком творить любое зло, оправдать любое преступление, убийство, присвоение собственности, насилие и ложь. И делать это в немыслимых масштабах, используя несовершенство психики людей, их ущербные законы и плохую организованность.
«А как же тогда лечить людей?» —спросите вы. А вот это, к несчастью, решает не психоанализ, а идеология и построенная на ней медицина. С такими рецептами, как внушение, воспитание, образование, тайные общества, яды (лекарства), тюрьмы и эшафоты, революции и войны, вплоть до фашизма и тоталитаризма. Меча, а не скальпеля. Хотя уже Платон делал попытку объяснить людям, что такое справедливость и почему лучше жить по её законам.
Разница большая: психоаналитик старается не допустить болезнь в психику, а идеолог её допускает, и даже «запускает», обманывая других своими благими целями. Чтобы потом успешно лечить.
В США есть такая шутка. Пациент: «А зачем мне психоанализ, да ещё за такие деньги»? Врач: «Вам будет дешевле плакать после посещения психоаналитика, чем смеяться у психиатра».
А политика? Куда её девать? Но об этом позже.
#экзистенциальный психоанализ, идеология