Найти тему
Виктор Никитин

Рок-н-ролл дэнди Брайан Джонс

Брайан Джонс
Брайан Джонс

Во многих отношениях Брайан Джонс был первым модником; одновременно он опередил свое время, изображая персонажа, напоминающего денди 1800-х годов. Денди очень заботились о своей внешности, принимали участие во многих вечеринках и выступали в качестве светских львов, сохраняя атмосферу высокомерия, высоких идеалов, великолепной одежды и активной роли в искусстве. Когда кто-то думает о денди, в основном на ум приходит имя Оскара Уайльда, писателя конца 19-го века, наиболее известного своим романом "Портрет Дориана Грея", рассказом о чистом тщеславии, последствия которого никогда не ощущаются непосредственно антигероем истории, Дорианом Греем, но вместо этого портрет Дориана медленно гниет в прямой зависимости от смертных грехов, совершенных самим Греем.

Это одновременно комментарий к лицемерию западного общества высшего класса и к тому, как людей формируют бессмысленные и невесомые ожидания. Брайан Джонс - это действительно Дориан Грей начала 1960-х годов; он видел ошибочность предвзятого отношения общества к определенным привилегиям, в то время, как те же правила, которые нарушаются привилегированным классом, навязываются тем, у кого нет никакой истинной власти или принадлежности к какому-нибудь классу.

Брайан Джонс
Брайан Джонс

Как личность Брайан Джонс находится в резкой оппозиции к этому; он использовал рок-н-ролл в качестве платформы для восстания против поверхностного фасада власти и позиционировал себя в обществе как мученика и одновременно бунтаря. Независимо от того, сколько наркотиков он принимал, независимо от того, насколько безрассудным он был в то время — аллегорически, он разыгрывал преступления Дориана — внешне он оставался таким же, и все это время он был неизменно модным как икона юношеского бунта.

Брайан Джонс
Брайан Джонс

Он был в равной степени блюзменом из рабочего класса наряду с Миком Джаггером и Китом Ричардсом, а также денди из высшего общества, который все больше и больше начинал сбиваться с пути - его душа начала гнить, но его внешний вид был окутан вуалью художественного и социального декаданса - он начал ассоциировать себя только с hoity -toity - надменным и обидчивым членом высшего общества. Другими словами, как прокомментировал Билл Уайман:

“Было два Брайана... один был интровертом, застенчивым, чувствительным, глубокомысленным... другой был прихорашивающимся павлином, общительным, артистичным, отчаянно нуждающимся в поддержке со стороны своих сверстников.…”.

Брайан Джонс начал свой путь как блюзовый музыкант; возможно, он был одним из первых слайд-гитаристов в Англии. Как и в случае с Миком Джаггером и Китом Ричардсом, он был очарован творчеством американских блюзовых исполнителей, Мадди Уотерса, Хаулина Вулфа, Джимми Рида и многих других. Будучи участником и основателем Rolling Stones, он был универсальным музыкантом: играл на слайд-гитаре, ритм-гитаре, фортепиано, маримбе, цимбалах, меллотроне, саксофоне, а позже и на ситаре. Хотя Джонс не писал песни, он сыграл ключевую роль в группе — сформировал звучание и эстетику группы. Поначалу Джонс, по сути, был фактическим лидером группы. Он казался более опытным, чем Ричардс и Джаггер; он уже играл в различных блюзовых группах по всему Лондону, в первую очередь в The Roosters и Blues Incorporated.

-4

В то время Ричардс и Джаггер были неразлучны. Они познакомились с Джонсом в джаз-клубе в Илинге; Брайан Джонс в то время называл себя Элмо Льюисом и, как слайд-гитарист, пытался подражать Элмору Джеймсу, “королю слайд-гитары". Джонс и Кит Ричардс разработали то, что Ричардс позже назовет "древним искусством плетения гитары”, компонент, который Ричардс будет использовать на протяжении более поздних записей Stones. Они втроем жили в маленькой квартирке в Лондоне, где блюзовая музыка звучала круглые сутки. Эти времена оказались очень важными для Stones. Под руководством Брайана Джонса они втроем вместе с пианистом Иэном Стюартом создали сообщество под названием "The Rolling Stones".

Чтобы более подробно рассмотреть гениальность Брайана Джонса и то, как он по-настоящему преобразил рок-н-ролл благодаря своей новаторской игре и творческим прорывам в Stones, нужно просто взглянуть на конкретные песни. Как уже говорилось ранее, хотя Брайан Джонс и не писал песен, он определенно был музой для группы. Его имидж, его философия, его знание блюзовой музыки и его абсолютное умение убедительно играть на любом инструменте являются достаточными доказательствами, чтобы предположить важность участия Джонса.

Вторым синглом Stones была песня Леннона-Маккартни, которые время от времени пересекались с dirty London boys и подбрасывали им одну-две песни. ‘I Wanna Be Your Man’, выпущенный в 1963 году, опередил собственную версию Beatles на несколько недель и, как можно было бы предположить, стал более грязным, грубым и блюзовым по звуку. Версия этого трека Stones блестящий пример работы Джонса с гитарой.

В 1966 году Stones выпустили альбом Aftermath, который некоторые называют одним из их лучших альбомов, в рядах Stones начали возникать трения, поскольку росло недовольство бурным утонченным и гламурным образом жизни Брайана Джонса, в основном со стороны Мика Джаггера. Он чувствовал и его немного оскорбил тот факт, что пресса и внешний мир считали Джонса самым модным лидером группы. Джаггер даже стал ревновать, что Джонс завел роман с Анитой Палленберг, немецкой актрисой и моделью.

Наркотики также начали играть более заметную роль в жизни Джонса, вспоминает Кит Ричардс в своей автобиографии Life:

“Кислота появилась в его жизни примерно в то же время. Брайан исчез в конце 1965 года, когда мы были в середине тура, с обычными жалобами на плохое самочувствие, и появился в Нью-Йорке, где джемовал с Бобом Диланом, тусовался с Лу Ридом и The Velvet Underground и выступал всегда под воздействием кислоты. Она для Брайана была чем-то иным, чем для обычного наркомана. Наркотики в то время на самом деле не имели большого значения, по крайней мере, для остальных из нас. Мы только курили травку и принимали несколько таблеток, чтобы просто держаться в заданном ритме. Кислота заставила Брайана почувствовать себя одним из элиты. Он был вроде как кислотный тест. Это была та самая банальность; он хотел быть частью чего-то, но не мог найти ничего, к чему можно было бы присоединиться. Брайан рассматривал это как своего рода Почетную медаль Конгресса”.
Брайан Джонс
Брайан Джонс

Aftermath - яркий пример вклада Брайана Джонса в мир рок-н-ролла, доказывающий, что он не просто идеально вписался в архетип, но и смог внести свою лепту. Вступительный трек британского издания Aftermath "Mother's Little Helper" звучит так, как будто основная гитарная линия - это расстроенный ситар. На самом деле это два электрических двенадцатиструнных двойных трека Rickenbacker в исполнении Брайана Джонса и Кита Ричардса.

Американская версия Aftermath открывается классической песней ‘Paint it Black’, в которой Джонс играет на ситаре. Его упомянутое использование ситара по-прежнему оказывает огромное влияние на дальнейшее развитие рок-н-ролла. Это предсказало увлечение Stones психоделией - Брайан Джонс снова оказался бесценным активом.

После выхода их первого психоделического альбома Their Satanic Majesties Request Stones попали в очень неспокойный период своей истории. По словам Брайана Джонса, за месяц до назначенной даты выпуска пластинки группа “не собрала воедино свои записи”. Группа столкнулась с некоторыми серьезными юридическими проблемами, в результате чего они никогда полностью не собиралась в студии одновременно. Билл Уайман прокомментировал это так:

“Каждый день в студии была лотерея относительно того, кто придет и какой позитивный вклад, если таковой вообще будет, они внесут, когда придут. Кит приходил с десятью друзьями, Брайан - еще с полудюжиной, и то же самое было с Миком. Они были мало знакомы друг с другом или вообще виделись впервые. Я ненавидел это! С другой стороны, то же самое делал Эндрю (Олдхэм), который чаще просто старался уходить из студии. Были времена, когда я тоже жалел, что не смог этого сделать”.

Это была пластинка, которая никому из участников по-настоящему не нравилась, и они как бы забросили ее в своих мыслях, посчитав дешевой подделкой "Битлз" Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band. Во время записи этого альбома группа экспериментировала с новыми звуками и инструментами, в том числе с меллотроном, терменвоксом, коротковолновым радиостатиком и струнными аранжировками, которые были любезно предоставлены Брайаном Джонсом.

Последней записью Джонса, которую он записал со Stones, был Beggar's Banquet, для которого, каким бы минимальным не было его участие, он вернулся к своим обычным обязанностям мультиинструменталиста. Как будто пройдя полный круг, одним из последних вкладов Брайана Джонса стало его эпическое выступление на слайд-гитаре, которое он дал на ‘No Expectations’.

В истинно рок-н-ролльной манере Брайан Джонс скорее сгорел, чем исчез; впоследствии его уволили из группы. Как будто акт крайностей "все или ничего" (в отличие от Мика Тейлора, который позже тоже покинет группу) был единственным способом для Джонса перестать быть денди рок-н-ролла, которым он был, и должен был трагически погибнуть, в связи с наркотиками. Ранние записи Stones, на которых играл Джонс, навсегда останутся одними из их величайших работ. В них есть некое величие и квинтэссенция уникальности, которых, казалось, не хватало их альбомам, хотя они и были очень хороши. По иронии судьбы, Брайан Джонс, находясь под сильным влиянием американского блюза, сделал Stones более британскими и придал им волшебный колорит, который они больше никогда не смогут повторить..

Спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.