Педагоги врач из Италии Мария Монтессори ещё 100 лет назад предложила собственную систему воспитания и развития ребёнка. Она считала, что в тот или определённый период ребёнку лучше заниматься теми вещами, которые ему даются лучше всего.
Всего Монтессори выделила 6 периодов в развитии.
1. Пополнение словарного запаса (с рождения до 6 лет)
Ребёнок слышит речь сразу после рождения, хотя уже доказано: находясь в утробе матери, он способен воспринимать и различать звуки.
Помочь ребёнку в этот период можно следующим образом:
- Называть окружающие предметы надо правильно. Если показывать на собаку и говорить «гав», то ребёнок сё так и запомнит, а потом искренне не поймёт, почему ему надо запомнить слово «собака».
Поэтому лучше не устраивать путаницу и учить сразу же правильному произношению.
- Надо одновременно задействовать несколько анализаторов, то есть лучше называть предмет и показывать его одновременно.
- Говорить надо к месту и по делу. Слишком большой объём информации ребёнок не запомнит, но и молчание не поможет развитию. Во всём важна золотая середина.
2. Восприятие порядка (с рождения до 4 лет)
В это время дети видят, как происходит организация дня. Алгоритм, принятый в семье, воспринимается как спокойствие. Всё то, что меняется, выбивает из колеи и может вызвать изменения в поведении. Надо помочь малышу, чтобы у него не было стресса:
- Надо показывать, что порядок должен быть во всём. Например, у каждой игрушки есть своё место.
- В этот период формируются полезные привычки. Например, мытьё рук после прогулки.
- Ребёнка надо приобщать ко всем домашним делам.
- Сенсорное развитие (с рождения до 6 лет)
Дети воспринимают мир через все органы чувств, и надо помочь им в этом:
- Надо трогать разные поверхности и текстуры, чтобы чувствовать различия.
- Прослушивание разной музыки способствует сенсорному развитию.
- Необходимо развивать вкусовые рецептору путём дегустации разной еды.
- Наблюдения за природой помогает развить наблюдательность.
- В это время должно происходить развитие мелкой моторики.
4. Развитие действий (от года до 4 лет)
Ребёнок становится очень активным в этот период. Надо направлять его активность в нужное русло.
Для этого необходимо чаще гулять с малышом, давая ему возможность активно передвигаться и исследовать мир.
5. Развитие социальных навыков (от 2,5 до 6 лет)
В это время малыш учится общаться со старшими и с ровесниками. Ему надо помочь вести себя вежливо, чтобы быть социализированным.
Можно разыгрывать самые разные сцены с игрушками, показывая, как надо вести себя в обществе.
6. Период восприятия маленьких предметов (от 2 до 5 лет)
Малышу интересны мелкие детали и предметы, и он старается совершать с ними определённые действия. Взрослому необходимо в это время:
- Находиться рядом, чтобы контролировать процесс игры.
- Помочь в случае необходимости.
- Учить щипковому захвату, который помогает обучить впоследствии письму.
Категории, приведенные Монтессори, не могут подводить всех детей под одни рамки. Все дети индивидуальны и развиваются в своём темпе. Поэтому допустимо сдвижение возрастных рамок в ту или иную сторону.