Найти тему
Мой Маленький Малыш

6 периодов развития ребёнка по Монтессори: что важно знать и делать родителям

Педагоги врач из Италии Мария Монтессори ещё 100 лет назад предложила собственную систему воспитания и развития ребёнка. Она считала, что в тот или определённый период ребёнку лучше заниматься теми вещами, которые ему даются лучше всего.

Всего Монтессори выделила 6 периодов в развитии.

1. Пополнение словарного запаса (с рождения до 6 лет)

Ребёнок слышит речь сразу после рождения, хотя уже доказано: находясь в утробе матери, он способен воспринимать и различать звуки.

Помочь ребёнку в этот период можно следующим образом:

  • Называть окружающие предметы надо правильно. Если показывать на собаку и говорить «гав», то ребёнок сё так и запомнит, а потом искренне не поймёт, почему ему надо запомнить слово «собака».
Поэтому лучше не устраивать путаницу и учить сразу же правильному произношению.
  • Надо одновременно задействовать несколько анализаторов, то есть лучше называть предмет и показывать его одновременно.
  • Говорить надо к месту и по делу. Слишком большой объём информации ребёнок не запомнит, но и молчание не поможет развитию. Во всём важна золотая середина.

2. Восприятие порядка (с рождения до 4 лет)

В это время дети видят, как происходит организация дня. Алгоритм, принятый в семье, воспринимается как спокойствие. Всё то, что меняется, выбивает из колеи и может вызвать изменения в поведении. Надо помочь малышу, чтобы у него не было стресса:

  • Надо показывать, что порядок должен быть во всём. Например, у каждой игрушки есть своё место.
  • В этот период формируются полезные привычки. Например, мытьё рук после прогулки.
  • Ребёнка надо приобщать ко всем домашним делам.
  • Сенсорное развитие (с рождения до 6 лет)

Дети воспринимают мир через все органы чувств, и надо помочь им в этом:

  1. Надо трогать разные поверхности и текстуры, чтобы чувствовать различия.
  2. Прослушивание разной музыки способствует сенсорному развитию.
  3. Необходимо развивать вкусовые рецептору путём дегустации разной еды.
  4. Наблюдения за природой помогает развить наблюдательность.
  5. В это время должно происходить развитие мелкой моторики.

4. Развитие действий (от года до 4 лет)

Ребёнок становится очень активным в этот период. Надо направлять его активность в нужное русло.

Для этого необходимо чаще гулять с малышом, давая ему возможность активно передвигаться и исследовать мир.
-2

5. Развитие социальных навыков (от 2,5 до 6 лет)

В это время малыш учится общаться со старшими и с ровесниками. Ему надо помочь вести себя вежливо, чтобы быть социализированным.

Можно разыгрывать самые разные сцены с игрушками, показывая, как надо вести себя в обществе.

6. Период восприятия маленьких предметов (от 2 до 5 лет)

Малышу интересны мелкие детали и предметы, и он старается совершать с ними определённые действия. Взрослому необходимо в это время:

  1. Находиться рядом, чтобы контролировать процесс игры.
  2. Помочь в случае необходимости.
  3. Учить щипковому захвату, который помогает обучить впоследствии письму.

Категории, приведенные Монтессори, не могут подводить всех детей под одни рамки. Все дети индивидуальны и развиваются в своём темпе. Поэтому допустимо сдвижение возрастных рамок в ту или иную сторону.

-3