Найти тему
Соник обо всём

Сдать на права в Москве? Можно, но есть нюанс Vol.4

А теперь о самом главном и самом сложном (скорее даже морально). Человек с синдромом отличника меня точно поймёт. Сдала я примерно раза с 15. Буквально. То есть шутка про то, что "с восьмого раза тоже сдают", на мне не сработала. То есть ты всё ездишь и ездишь, учишься и учишься, а сдать не получается. Вера в себя, в человечество и смысл жизни улетучиваются только так.

Сначала хронология, а затем возможные причины.

Автошкола, в которой я училась, обещала предоставлять учебный автомобиль на сдачу экзамена. Если сдать теорию сразу – можно в этот же день пойти сдавать площадку. Наивная я надеялась, что сдам всё с первого раза в один день. Первую попытку теории я завалила – учила билеты, но от страха выбрала неправильный ответ на очень простой вопрос. И когда я спросила, можно ли мне будет воспользоваться машиной на следующей попытке экзамена, мне ответили, что это будет платно, потому что «свой шанс вы уже упустили». Но ладно, ничего страшного. Я подучила теорию, сдала через неделю, мне назначили площадку. После первой попытки сдачи площадки я перестала ходить к своему инструктору. Дополнительно наняла себе инструктора не из автошколы, начала более уверено ездить. Но сдать не получалось – то «три движения» не учла, то бампер был вплотную к разметке, то что-то ещё. Поняла, что сдавать в этом ГАИ не хочу, забрала документы. Позже слышала много, что ребятам, сдающим в ГАИ города, отличающегося от города прописки, не дают и шанса поскорее сдать и стать водителем. Значит, оно мне и не надо.

Переносила я документы в одно из Московских отделений, как уже писала, и была наслышана, что там не валят и не доводят дела до деньжат. Мне было принципиально важно сдать самостоятельно – пускай через какое-то время, пускай с нервами, зато всю оставшуюся жизнь я буду знать и помнить, что этот квест я прошла самостоятельно, ни разу не смухлевав.

Теоретический экзамен "живёт" полгода - то есть, если кандидат в водители не может сдать практическую часть более полугода с момента сдачи теоретического экзамена, происходит "обнуление до заводских настроек". Поскольку от переноса документов до момента нового похода за правами у меня случился достаточно длинный перерв, теорию мне пришлось сдать заново. Сдала я его на этот раз с первого раза без ошибок, назначила себе дату площадки. Я наняла себе хорошего инструктора, благодаря которому я смогла сдать площадку со второго раза. И то только из-за того, что на первой попытке я так обрадовалась, что сдала 4 из 5 упражнений, что завалила пятое… Назначили экзамен в городе. Это отдельное удовольствие. Если при ожидании сдачи площадки вы стоите на улице, но у вас есть возможность зайти в помещение погреться, то здесь этой возможности нет. Вы стоите на улице часами, ждёте, никто не может сказать даже примерное время ожидания. А на улице зима. Пару раз я приходила в -18 градусов, это было жестоко. В тот год город я сдавала 4 раза. Причины несдачи были следующие:

  • После просьбы повернуть налево на перекрёстке я не перестроилась в левый ряд, поскольку была уверена, что нахожусь на дороге с двусторонним движением. Оказалось, что я на одностороннем;
  • После просьбы повернуть направо на перекрёстке я перестроилась в крайний правый ряд, потому что запомнила прошлую ошибку. Однако я не учла погодные условия и размер кучи снега, что оставил снегоуборщик в моей полосе. Поскольку я попала на красный светофор и не могла проехать на скорости, мне пришлось стартовать прямо перед ним. Я запаниковала и не смогла через него проехать, заглохла 5 раз, получила несдачу;
  • Без указания инспектора перестроилась из полосы, где остановился автобус. Рассказав об этом инспектору на одной из следующих попыток, получила такой ответ: «вы имели право перестроиться, вас просто завалили»;
  • И, финальное, я начала перестраиваться после перекрёстка, светофор на котором уже секунд десять как горел красным, а таксист, которому, видимо, были чужды ПДД и важно было проехать на красный, полетел прямо по полосе, в которую я перестраивалась. До момента совершения мной манёвра, этой машины там не было. Инспектор, соответственно, вмешался, я получила несдачу.

После каждой несдачи мне было очень плохо, я боялась перед каждой новой попыткой, когда я ехала на экзамен каждый раз меня тошнило и трясло. Просто потому что я не понимала, что ещё мне нужно сделать, чтобы сдать этот экзамен.

Наступил момент, когда мой теоретический экзамен «сгорел». Я не стала заморачиваться и решила дождаться осени. У меня была сессия в университете, а потом двухмесячная практика в месте с часовым поясом +9 к Москве. По прилёте домой я долго привыкала к новому времени, переживала джетлаг, а потом съездила в отпуск впервые за два года (спасибо ковиду). Потом началась учёба и я всё никак не могла сходить пройти медкомиссию и сдать теорию. Однако, я всё-таки собралась и прошла все эти этапы заново. Наняла нового инструктора, с которым я ездила исключительно по району, в котором проходит экзамен, была морально готова.

Но тут начинается новое приключение: все же слышали, что площадку отменили? Так вот, отменили её чисто на словах. Это сделали объединённым экзаменом, в каких-то ГАИ её не требуют и все элементы площадки выполняются непосредственно в городе, но не в моём – тут как повезёт. Первое, на чём я попалась – за пять минут до того, как я села за руль, я узнала, что всем известный «гараж» изменили – теперь заезд в него не под 45 градусов, а под 90. Логично, что сходу это сделать нереально. Причём инструкторы, с которыми я разговаривала, либо тоже не знали об этом, либо были возмущены – ведь такой формат парковки гораздо труднее, и выглядит это как попытка всех завалить и довести до взятки. В общем, в первый раз моей импровизации, я просто не видела линий и не понимала что к чему, поэтому в первый раз пересекла линию, а во второй и то встала параллельно нужному месту, но не на него. Во вторую попытку я хорошо встала, но мне показалось, что я стою кривовато, поэтому решила чуть позже выкрутить руль. Оказалось, что ориентироваться на кривой забор мне не стоило – из идеального положения я вырулила влево, из-за этого пересекла линию. И третья, «победная» попытка, прошла довольно хорошо. Единственное, за что мне дали штрафной балл – это то, что на эстакаде я заглохла. «Ну ничего», подумала я. Но тут началось интересное. Мне посадили троих пассажиров сзади. Я, как ни в чём не бывало, спрашиваю про свет фар, про зеркала, смотрю, что я и мой инспектор пристёгнуты. Как только я трогаюсь – меня останавливают. Причина – пассажиры на заднем ряду сидели не пристёгнутыми. Я это не проконтролировала, поскольку ещё ни разу не ездила с пассажирами и не выработала привычку, а пассажиры сами получили от инспектора – «И это, называется, кандидаты в водители».

В общем, пришла я на свою предпоследнюю (перед тем как сгорит теория) попытку сдачи. Я опоздала на перекличку, не знала когда и где я буду сдавать. Уже готовилась пристёгивать пассажиров. Правда, в это раз мне повезло – я сама стала этим пассажиром. Сев в машину, я заставила всех пристегнуться, а когда парень, сидевший за рулём, думал тронуться – я его остановила, поскольку я сидела на среднем месте и всё никак не могла воткнуть ремень в замок. Итак, машина поехала. Сдающий ехал нормально, с хорошей скоростью, но допустил глупейшую ошибку – не включил поворотник при повороте. Это притом, что он ехал прямо за учебной машиной, и ему достаточно было повторить за ней. Штрафные баллы за площадку суммируются с баллом за поворотник, несдача, садится второй кандидат. Вроде едет нормально, только крайне медленно – около 30 км/ч, хотя разрешено 60 и едем мы вместе с другими машинами. Почему его не штрафовали за слишком низкую скорость, как меня ранее – загадка. Но всё-таки он тоже не сдал – завалился дважды на двух типах парковки. Подошла моя очередь.

Перед тем как выйти из машины инспектор сказал «никуда не выходите, за руль никто не садится». Я испугалась – а вдруг мы сейчас поедем на площадку? Стоит сказать, что перед тем, как я начала свой экзамен, меня жутко трясло – я стучала зубами, при этом переживала, что стуком мешаю сдающему. Инспектор подъехал к парку, сказал последнему кандидату погулять 20 минут, и пригласил меня за руль. Я не очень поняла, почему я буду ехать одна, но восприняла это как данность. Настроила сиденье, зеркала, руль. Немного посидела, подышала. Начала сдачу.

И… мне стало так спокойно. Я выполняла все предписания инспектора, спокойно запарковалась в том месте, где завалился предыдущий кандидат, сделала псевдоэстакаду на выезде из парковки, в общем, шик, блеск, красота. Единственное – при перестроении перед поворотом я включила поворотник, перестроилась, и то ли я его сама выключила, то ли он сам выключился из-за движений рулём, но я его сразу включила заново – инспектор воспринял это как слишком позднее включение и поставил мне 1 штрафной балл. Ещё один штрафной балл мне поставили за «неуверенную езду», хотя я не совсем поняла, в чём она заключалась – возможно, со стороны казалось, что я нервничаю, а может это всем ставят. И третий штрафной балл мне поставили уже не помню за что. Самый красивый момент экзамена – на парковке меня попросили припарковаться «гаражом» - и я начала искать место. Разговаривала с машиной в стиле«не, сюда мы не влезем» или «давай мы тебя сейчас развернём», ловко развернулась в очень ограниченном пространстве, инструктор выглядел удивлённым. В общем, место было мной использовано, после чего меня попросили выехать и на перекрёстке выехать налево. Я долго пропускала поток машин, и только когда выехала поняла, что мы движемся к той самой остановке у парка. «Неужели всё, сдала?!». Остановилась, включила аварийку и ручник. Инспектор перечисляет мои штрафные баллы и говорит заветное «оценка по результатам экзамена - сдал». Я была так рада, что на вопрос «Есть ли у вас какие-то вопросы по поводу оценивания?» ответила «Ну как вам? Я хорошо проехала?». Глаза инспектора в этот момент надо было видеть. Потом мы обсудили, за что конкретно мне назначили штрафные баллы. Мне назначили дату получения, чему я была очень рада, поскольку я начиталась грустных историй о том, как трудно записываться через госуслуги, как много времени там занято и что очереди адские.

Для таких же тревожных пирожочков, как и я: нет, вам не одним будет казаться, что вы ослышались, вы не одни не будете верить, что сдали, вы не одни будете трястись все время до получения по поводу "ой, а я сейчас приду, а мне скажут, что я тут себе понапридумывала сказок". Это норма.

13 мая 2022 года я пришла на получение – отдала свой паспорт и села в очередь. Ждала я минут 20-30 максимум. Получение самого удостоверения заняло у меня от силы 5-7 минут. Там же сфотографировали, дали подписать и заламинировали. Через 5 минут после получения я завела аккаунт в каршеринге, а ещё через сорок – его подтвердили. Прошло не так много времени, но я уже много раз на машине, (каршеринг) и одна, и с пассажирами, чему я несказанно рада. Я понимаю, что оно стоило того.

На дороге очень страшно. Как раз из-за тех людей, которым плевать на правила, либо они их не знают. Но ничего, осталось только привыкнуть к этому и спокойно себе пользоваться тем правом, которое я честно себе заработала.

Финализируя всю эту долгую историю, хочу дать несколько простых советов:

  • Не стоит начинать сдавать осенью и зимой. По большому счёту мне повезло, что я смогла сдать в конце апреля, потому что если бы у меня не получилось - большую часть лета у меня съели бы экзамены и практика, как это было в прошлые годы. Снег - это не только про ограниченную видимость и заносы на дороге, но ещё и про невидимую разметку на парковках и заледенелую эстакаду. Сэкономите себе нервы, деньги и время, если пойдёте сдавать в тёплое время года.
  • Не учитесь в городе, в котором не планируете сдавать экзамен. Именно в автошколе. Просто так тренировать навыки - без проблем, но лучше сделать так, чтобы город на "корочке" совпадал с тем, где собираетесь сдавать.
  • Подбирайте инструктора с умом. Задавайте кучу, возможно, глупых вопросов. Это вам потом жизнь упростит.
  • Не пейте успокоительные и слишком много кофе утром перед экзаменом. Трясти будет в любом случае, из-за кофеина ещё сильнее
  • Возможно, прозвучит странно, но учите теорию. Не просто зазубривайте вопросы с ответами, а выстраивайте логическую связь в голове. Потом пригодится на дороге.

Вот и всё. Эта история началась осенью 2018 года, когда мне было ещё 17 лет, а закончилась весной 2022. Почти четыре года ушло на такую банальную вещь, как водительские права. Но я этому рада.

P.S. Во время ожидания каждой попытки сдачи я разговаривала с людьми – очень многие из них даже не надеются на честную сдачу и сразу, либо после первой попытки, ищут лазейки. Но важно понимать, что в какой-то момент сдать всё-таки реально. Нужно просто больше терпения. Всё получится.