Я вчера была читателем одной занимательной статьи.
В ней обсуждалась идея формы для учителей и приводились аргументы в пользу того, что этого нельзя делать.
1. Дорого. У учителей нет таких высоких зарплат, чтоб шить себе одежду на заказ.
2. Не выбрать универсальный фасон, который бы всем подходил.
3. Учителю надобно самовыражаться.
4. Неудобно это.
При этом было замечено, что все же согласны, что форма нужна ученикам.
И те, кто оказался не согласен, был массово заминусован. Уж не хотите ли вы поставить знак равенства между учителем и учеником?
О, да. Хочу. Знак равенства. Между учителем и учениками.
По крайней мере, когда речь идет о школьной форме.
Честно говоря, Я вообще в форму не верю. Ну вот что надел и готов учиться. Думать. Слушать. Решать задачи.
У меня были ученики в красивых костюмах и галстуках, которые в конце дня свисали с ушей. В их глазах - желание поскорее отбыть срок и заняться другими делами.
А были дети в джинсах и свитерах. Даже в футболках. Которые сосредоточенно жевали карандаши, пытаясь понять замысел автора.
Были даже девочки с лохматыми волосами, но они так читали стихи, что Я оказывалась в другой реальности.
Так что нет.
Я не верю в способности формы превращать ребенка в ученика. Если нет мотивации, желания и интереса, то все бесполезно. Хоть в галстуке, хоть без.
Гоголю все равно, в каком виде вы будете его читать. Важнее, чтоб вы его поняли. Чтоб он вас зацепил. Чтоб что-то в вас встрепенулось. Чтоб он на миг ожил. Понимаете?
Но мы отвлеклись.
Все аргументы учителей против формы применимы и к ученикам.
Более того, им самовыражение даже больше нужно и важно. Особенно в определенном возрасте.
А детей всячески зажимают, причесывают, запрещают приходить с зелеными волосами, а потом удивляются, почему взрослые тети играют в Барби.
Где школа учитывает личность ребенка? Как осуществляет индивидуальный подход?
Или ребенок - это так... Объект познания? Должен сидеть, соглашаться, внимать и не отсвечивать.
Помню, как мне не давали что-то называть своими словами. Вот говори, как на бумажке написано. И все.
Никому не важно было, что я поняла. Никому неинтересно было мое мнение. А потом было удивление, чего это я руку поднимать перестала.
А оно мне надо?
Знаете, что меня еще умилило в дискуссии про школьную форму?
Учителю ее гладить надо. Стирать. Лишняя нагрузка. А детям все родители сделают. Конечно, кто такие родители? Зачем о них думать, да?
Или еще одно.
У учителей денег мало. А у родителей их много? Особенно, если учесть, что ребенок растет интенсивнее взрослого.
Одним словом, я в очередной раз поняла, что до адекватной школы с адекватными отношениями нам далеко.
То учителя за человека не считают, то ученика, то родителей...
Так что если и нужна форма, то для всех. А если нет, то и говорить об этом не надо.
Мне кажется, мишуры в школе больше, чем самого процесса обучения.
Есть ремонты и форма, есть выпускные и подарки, есть какие-то загоны и тараканы, заполнение бумажек, переписывание стандартов и программ, а самое важное осуществляется, как бы между делом.
И, главное, страдают все. В противном случае, не было бы столько негатива в комментариях и чатах.
К счастью, у нас есть законная альтернатива в виде семейного обучения. Со своими сложностями, но, по крайней мере, без особой мишуры. И я этому искренне рада.
Собственно, и у учителя есть возможность выйти из круговорота отрицательных эмоций и заняться чем-то другим. Сменить школу или профессию.
Пусть каждый идет своим путем счастья.
Жизнь не такая длинная, чтоб всю ее сводить к спорам в Интернете.
Пусть всем будет хорошо. И все будут на своих местах.