Известный краевед Москвы Владимир Алексеевич Гиляровский писал: “Москва без бань — не Москва! Единственное место, которого ни один москвич не миновал, — это бани. И мастеровой человек, и вельможа, и бедный, и богатый не могли жить без торговых бань.”
И в самом деле, бани в Москве применялись с древнейших времен. Бани были не только в княжеских дворах, мелкие и посадские дворы тоже имели “баню с предбаньем” или “баню с сенми”. Наряду с частными банями, были распространены общественные или торговые бани (платные бани общего пользования). Уже в 1069 г. летопись упоминает о постройке в Переяславле каменной бани: “и строена баня камена,сего же не бысть преже на Руси.”
Бань было так много, что в 16 в. Приказ Большого прихода при Борисе Годунове только от них и купален получал пошлин на 1500 рублей (более 6 млн в переводе на современные деньги).
На известном Сигизмундовом плане Москвы 1610 г. “теплые воды, или бани” изображены на берегах рек Москвы и Яузы. Фигурируют они в атласе 1643 г. и других планах 17 в., при этом уже тогда они называются общественным банями.
Как же были устроены бани 17 века?
Бани строились четырехугольные, окна с хорошими стеклянным оконницами располагались вверху. В середине делали небольшое отверстие, которое можно было по желанию открывать или закрывать для выпуска пара. «Они внутри не пользуются печами, а имеют либо искусно выложенные камни, которые извне могут быть обогреваемы огнем, либо вносят на железном противне раскаленные камни, на них льют теплую воду и это дает хороший жар». Порой описывают потение на полке с мягкими сенниками, применение веников, растирание тела, купание после бани в ледяной воде. В заключение указывается, что «ни в одной почти стране не найдёшь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве».
Ещё более ясное представление можно получить по миниатюрам в рукописях XVII века. На рисунке ниже представлена мужская баня, обогреваемая печью каменкой, внизу которой стоят сосуды, очевидно с ароматными составами. Прекрасно видно устройство полок, запасного бака для воды, стоят шайки, в большом количестве веники. Для обеспечения водой имеются два колодца.
Парильня в деревянной бане видна на другом рисунке.
На следующем рисунке изображены разные помещения в бане: раздевальня, парильня. Представлена печь — каменка с топкой и трубой. Виден деревянный запасной бак для воды (с обручами). По жолобу к нему подается вода, которую поднимает рабочий из колодца при помощи журавля.
С увеличением в XVIII веке численности населения Москвы росло и количество бань, причём общественные бани приобретают все большее значение. После указа Сената от 21.12.1743, запрещавшего мужчинам и женщинам париться вместе, стали назначаться различные дни для мытья тех и других, а также начали широко устраивать отдельные мужские и женские бани.
Бани обычно находились в течение долгого времени на одном и том же месте и имелись в разных частях города. Большинство бань были довольно примитивными и конечно же классовый характер сказывался на благоустройстве. В первой половине 19 в. одними из лучших были Новинские бани. Они представляли собой достаточно красивое одноэтажное здание с дорогими номерными банями. Также были популярны бани Лежнева и Москворецкие. Широко известны Сандуновские бани, построенные актером С. Н. Сандуновым, о них мы уже рассказывали ранее:
С точки зрения архитектуры интересен комплекс городских бань в Театральном проезде Москвы, просуществовавший с 1889 по начало 1990-х годов - Центральные бани, которые также назывались Китайскими или Хлудовскими.
Герасим Хлудов мечтал затмить славу Сандунов своим сказочными и пышными банями. Его планы воплощали в жизнь архитекторы Семен Эйбушиц и его молодой помощник Лев Кекушев, которым была поставлена задача спроектировать банный комплекс “дворцового типа”. Скульптурами и отделкой занимался Альфред Томашко.
Внешне здание вышло достаточно непримечательным, ну а внутри начинались настоящие чудеса. Главной достопримечательностью комплекса являются интерьеры помещений, богато отделанные позолоченной лепниной и полированным деревом, украшенные фресками и витражами. С первых шагов входящего поражает великолепие парадной лестницы, созданной Кекушевым, которая напоминает уменьшенную копию лестницы Парижской оперы. Архитектурная пресса признавала её лучшей в Москве.
В раздевалке установлен камин со львами, которые позже стали визитной карточкой Кекушева.
Восхищает «Мавританский зал», декоративная отделка которого воспроизводит интерьеры замков Арабской Испании, и зал «Нимфей», выполненный в виде ротонды, между колоннами которой располагались керамические панно и скульптурные композиции божеств Древнего Рима.
Бани были оборудованы по последнему слову техники: лифт, механическая прачечная, очистные подземные сооружения, паровая машина для колки дров, центрифуга для сушки использованных веников (после их сжигали). Также в хлудовских банях имелся бассейн, спроектированный Кекушевым, это был один из первых крытых бассейнов в Москве, причем располагался он на втором этаже, что, несомненно, являлось новшеством. Над бассейном находился купол с отверстием, наподобие окулуса римского Пантеона, только из отверстия лился не свет, как в Риме, а дождевая вода, наполнявшая бассейн.
При банях было специальное детское отделение — с игрушками и закрепленной за каждым ребенком банщицей. Хлудовские бани стали по сути первым многофункциональным комплексом, где можно было хорошо и разнообразно отдохнуть и пообедать, посетить врача или провести переговоры.
Ходит легенда, что перед революцией Хлудовы, чтобы спасти свое состояние, отлили 3 золотых и 40 серебряных тазов и замуровали в стены бань. Но пока эти сокровища так и не найдены.
В настоящее время в реконструированных зданиях Центральных бань размещаются ресторан и гостиница.
Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.
Читайте также:
#armos #история #архитектура #москва #бани