Найти тему
AR.MOSCOW

История московских дорог

Друзья, сегодня в нашей рубрике #москвоведение поговорим об очень интересной и всегда актуальной теме.

В средние века большая часть дорог в Москве, да и по всей стране была в ухабах и рытвинах, в то время как мосты были относительно ровными и удобными для проезда, поскольку их покрывали деревянным или каменным настилом. Чтобы благоустроить дороги, их, как и мосты, тоже стали покрывать настилом — мостить, а проезжая часть стала называться мостовой.

1707 год, на гравюре голландского мастера Питера Пикарта видна деревянная мостовая, ведущая из Москворецких ворот Китай-города на наплавной мост через реку Москву.
1707 год, на гравюре голландского мастера Питера Пикарта видна деревянная мостовая, ведущая из Москворецких ворот Китай-города на наплавной мост через реку Москву.

Вскоре после строительства первой крепости в Москве, внутри неё в 12 веке появились первые мостовые, они были деревянными. За пределами Кремля улицы покрыли деревянной мостовой только к 14 веку. Причём, наличие покрытия отражалось в названиях: Большая Тверская мостовая улица, Большая Никитская мостовая улица.

Москва 17 века. Башни Белого города. Реконструкция реставратора Сухова.
Москва 17 века. Башни Белого города. Реконструкция реставратора Сухова.

Сначала вдоль улицы укладывали брёвна - лаги, на них поперечные плахи - плоско затёсанные сверху пластины, а поверх плах, на концах, набивали тонкие брёвна или жерди. С грунтовых дорог на деревянные мостовые постоянно наносилась грязь, они со временем зарастали землёй и тогда их перекрывали новым слоем бревен и досок. Судя по данным археологических раскопок, подобные прослойки достигали 50 сантиметров.

Деревянная мостовая 17 века, найденная в ходе раскопок в Историческом проезде, 1988 год.
Деревянная мостовая 17 века, найденная в ходе раскопок в Историческом проезде, 1988 год.

Первая усовершенствованная мостовая из белого отёсанного камня появилась в Кремле, в 1643 г. на территории Патриаршего двора. В конце XVII века стали применять более дешёвый и долговечный материал - булыжник. В большинстве случаев булыжник мостили без подложки, прямо на землю. В результате приходилось менять покрытие несколько раз в год.

Введенский переулок, 1900-е. Проезжая часть из булыжника и тротуары из плит песчаника.
Введенский переулок, 1900-е. Проезжая часть из булыжника и тротуары из плит песчаника.

В 1718 году было издано несколько указов, регламентирующих мощение улиц. Обустройство и содержание улиц в Москве возложили на владельцев ближайших домов. А это была довольно затратная повинность, далеко не у всех хозяев были такие деньги, поэтому покрытие улиц становилось всё более неровным, дыры и ухабы стали обычным делом. Гужевой транспорт того времени москвичи недаром прозвали - «дрожки».

-6

О качестве дорог в Москве середины 19 столетия пишет историк Г. Балицкий:

«Чистоты на улицах не было вовсе, мостовые были отвратительны… Зимой снег и накапливавшийся навоз не свозились, и к весне Москва была вся в ухабах, которые когда начиналось таянье, превращалось в заторы, и наступал момент, когда благоразумный обыватель сидел дома, ибо проезда не было ни на колесах, ни на санях. … Отмечают также носившееся над Москвой зловоние, становившееся особенно нестерпимым в нижней части Тверской, около Охотного ряда, где долгое время резалась птица и скотина…».
Филипповский переулок 1897-1899 гг.
Филипповский переулок 1897-1899 гг.

До советского времени зимой снег с улиц не счищали с момента его выпадения и до 22 марта. Таким образом, за зиму накапливалось до 50 см уплотнённого снега на проезжей части. Тротуары при этом чистили, и они оказывались гораздо ниже проезжей части -  сани вполне могли туда свалиться.

Пречистенка, 1898 г.
Пречистенка, 1898 г.

В 1860-е годы деньги на мостовые начали выделять из городского бюджета, окончательно на содержание города дороги перешли только в 1874 году. До середины 20 века большая часть московских улиц мостилась из булыжников, фрагмент такой мостовой сейчас можно увидеть у Крутицкого подворья.

Крутицкое подворье, фото Юлии Батуриной
Крутицкое подворье, фото Юлии Батуриной

Первое асфальтовое покрытие в Москве появилось в 1873 году на Никольской улице. Владелец ресторана  «Славянский базар»,  Александр Пороховщиков, решил испробовать новинку, которая набирала популярность в крупных городах мира и закатал улицу вдоль своего владения в асфальт.

Открытие инженером А.А. Иорданом вблизи Сызрани залежей битумных известняков определило постройку в 1874 году первого битумного завода. И с 1876 года асфальт стали внедрять в Москве более активно. В 1882 году при перезамощении Никольской улицы было уложено почти 3 тысячи квадратных метров битумного асфальта.

Асфальт на Никольской улице
Асфальт на Никольской улице

Площадь асфальтовых мостовых к началу 1896 года достигла 25 тысяч квадратных метров, но как правило это были небольшие участки перед домами зажиточных горожан, устроенные на частные средства. Для существующего в то время городского транспорта этого конечно было не достаточно.

1900-е годы. Проезжая часть Ильинки выложена булыжником, а слева пешеходный переход, закатанный в асфальт.
1900-е годы. Проезжая часть Ильинки выложена булыжником, а слева пешеходный переход, закатанный в асфальт.

По данным на 1883 год интенсивность движения на московских улицах составляла на Тверской, Балчуге и Солянке 14-16 тысяч экипажей в сутки, а на других улицах центра 8-12 тысяч. На Мясницкой, Покровке и Никитской проезжало ежедневно до 9 тысяч экипажей, а на второстепенных улицах города около 5 тысяч экипажей в сутки. Появление в конце Х1Х – начале ХХ века на дорогах автомобиля тоже отразилось на состоянии дорожных дел.

1927 год. Укладка асфальта в начале Тверской.
1927 год. Укладка асфальта в начале Тверской.

К 1930 году свыше 90% площади всех улиц города имели булыжные мостовые и московское коммунальное хозяйство решительно перешло на замену булыжных мостовых асфальтобетоном, который максимально подходил для автомобильного движения и позволял быстро проводить работы по укладке с их полной механизацией. В 1932 году в Москве построили первый в стране завод по выпуску холодного асфальтобетона, который в конце года выпустил первые 1500 тонн смеси.

Уличное движение рядом с Большим театром, 1934-1938 гг.
Уличное движение рядом с Большим театром, 1934-1938 гг.

Также, в качестве эксперимента в первой трети 20 века некоторые улицы и площади Москвы мостили клинкерным кирпичом. Это голландское изобретение: сверхпрочный кирпич из специального вида глины, который обжигают до полного запекания при температуре 1200 градусов. Мостовые из клинкерного кирпича укладываются ёлочкой. Фрагмент этого кирпичного покрытия площадью около 40 квадратных метров сейчас выложен возле церкви Софии Премудрости Божией.

Фрагмент клинкерной мостовой возле Софийской церкви на Пушечной улице
Фрагмент клинкерной мостовой возле Софийской церкви на Пушечной улице

К настоящему времени в Москве осталось несколько улиц с мостовыми из брусчатки, уложенной в конце 19 или в начале 20 века, всё остальное залито в асфальт.

Ставьте 👍, если понравилась статья, и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм, где мы рассказываем о памятниках архитектуры, истории и технологиях дополненной реальности.

Читайте также:

#armos #история #архитектура #москва #дорога #мостовая