Кажется, что-то под таким заглавием уже было. Раз десять. Объемом от 10 до 500 страниц. Шума много, толку мало. Хотя бы уже потому, что отличия России от Украины видны невооруженным глазом. Вопрос в различии национального характера украинского и русского народов.
Поэтому отбросим политкорректность и поехали.
Есть два главных различия между Россией и Украиной, которые определили и различия в национальном характере народов.
Первое. Украина в 30 раз меньше России и зажата со всех сторон территориями со схожей плотностью населения и степенью экономического развития.
То есть, исторически отсутствует возможность территориальной экспансии и свободного перемещения в поисках лучших мест и лучшей доли.
Это практически вынуждает украинцев обращаться к более интенсивному и менее расточительному способу хозяйствования, учит рачительному обращению с землей и инструментами ее обработки, приводит к долговременному закреплению крестьян на своей земле, в своем доме, что достигает апогея в фольваркской (хуторской) форме организации хозяйства.
В России ситуация противоположная – в распоряжении привольный край без четко обозначенных рубежей практически лишенный населения, что позволило русским докочевать аж до Камчатки (и даже Аляски).
Таким образом, налицо два совершенно различных способа ведения хозяйства и образа жизни, вылившихся в итоге в различия в менталитете.
Мы наблюдаем два противонаправленно ориентированных народа, которых Рихард Дарре (да-да, тот самый – «Верю в силу колосьев и труд пахаря») условно называл «поселенцы» и «кочевники»
Для «поселенцев свято понятие собственности, семьи и чести. Они — носители «настоящего крестьянского образа мысли». Традиционный образ жизни и мистика, «идущая из земли», окрашивает их сознание, пропитывает создаваемое ими искусство и, кроме того, им свойственна вера в особую роль личности.
«Кочевники» равнодушны к таким категориям, как «дух», «земля», «национальность». Они ни к чему не привязаны и ничем не дорожат, кроме материальных благ. Кочевников влекут большие города, которые Дарре именовал не иначе как «отстойник всего отталкивающего: проституции, пивных, болезней, кино, марксизма, евреев, голых танцовщиц, негритянских музыкантов и поросячьего кривляния так называемого современного искусства».
Мы же не будем выставлять оценок, важна сама констатация факта различия.
Второе различие между Россией и Украиной – климат.
Практически вся территория Украины благоприятна для жизни и хозяйственной деятельности. Почвы плодородны, а умеренно теплый климат гарантирует достаточное количество влаги и достаточно мягкие зимы.
В России, не считая Кубани и российской части Слобожанщины, практически вся территория является зоной рискованного земледелия и бедных почв (то же Нечерноземье), не говоря уже об огромных пространствах тундры и зоне вечной мерзлоты.
Как итог – сельскохозяйственный труд в Украине более продуктивен и коммерчески привлекателен, чем практически на всей территории России. Выше и процент сельского населения.
Это очень важно, поэтому остановимся подробнее
Формально степени урбанизации России и Украины вполне сопоставимы – у России 75%, у Украины – 69%.
Однако надо учитывать районирование и национальную специфику территорий.
Так, в России только в шести субъектах Федерации наблюдается преобладание сельского населения и все они относятся к Кавказскому региону, где процент русского населения ничтожен.
Более 40 % селян в Краснодарском и Ставропольском краях. И, как ни странно, в Бурятии. На всей остальной территории страны городское население решительно преобладает, достигая порой 90% и больше.
В Украине же сельское население преобладает в четверти из общего числа регионов (в Винницкой, Закарпатской, Ивано-Франковской, Ровненской, Тернопольской и Черновицкой областях). На большинстве других территорий соотношение близко к 50 на 50.
Высокий общий уровень урбанизации обеспечивали Луганская и Донецкая области (в Донецкой горожан аж 90%), но с образованием ДНР/ЛНР их можно из статистики вычесть.
Таким образом, степень урбанизации для территорий с проживанием русского населения составит более 83%, тогда как для украинских снизится почти до 60. А вот это уже очень существенно.
Собственно крестьянская прослойка в русском народе чрезвычайно тонка, а если принять во внимание преобладание крупных сельскохозяйственных предприятий, на которых труд мало отличим от промышленного, то ситуация еще более удручающая, учитывая ту роль которую в сохранении национального духа играют именно селяне.
Тот же Дарре отмечал важность устойчивой прослойки мелких и средних крестьянских хозяев для противостояния негативным составляющим модернизации и зародышу постмодерна – массовой культуре («дегенеративному искусству»).
Сельское хозяйство Украины как раз и базируется на средних и мелких высокоэффективных хозяйствах. Последовательной серией законодательных реформ – президентскими указами «О неотложных мерах по ускорению земельной реформы» от 10 ноября 1994 года, «О порядке паевания земель» от 8 августа 1995 года и «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» от 3 декабря 1999 года – был сформирован многомиллионный слой сельских собственников
6,5 миллиона крестьян получили сертификаты на земельные паи! Украина еще защитила права собственников сертификатов (об этом был отдельный указ), чтобы люди, не имеющие отношения к сельскому хозяйству, не могли скупать землю по заниженным ценам.
Шесть с половиной миллионов крестьян сегодня владеют 27 млн. га пахотных земель. Чтобы было понятно - это 45% территории Украины! Средний пай составляет 4 с лишним га. Это вам не несчастный «Дальневосточный гектар» в болотах и без дорог.
Шесть с половиной миллионов эффективных независимых собственников решительным образом влияют и на политику государства, периодически корректируя ее в соответствии с хранимым ими духом нации.
Ничего подобного не наблюдается в России. Малый и средний бизнес практически задавлен государственной машиной. И не только на селе, но и в городах.
Вот смотришь на телевизионных аналитиков, пытающихся понять причину упорного сопротивления украинцев «братской помощи» старшего брата, и поражаешься их уровню владения темой.
Это для поврежденного характера русского народа земля – это геополитика, военные базы и разрастание территории государства (хотя не понятно зачем), для украинцев земля – это и реальная материальная ценность, и источник уверенности в завтрашнем дне, и гарант независимости и достоинства.
О различии в отношении к земле двух наций говорит и такой факт, что примерно в те годы, когда в Украине происходило формирование широкого слоя сельских тружеников, на первом земельном аукционе, устроенном губернатором Саратовской области Аяцковым 20 га сельхозугодий ушли за… 600 рублей! (20 долларов по тогдашнему курсу).
И сегодня только для нас продвижение армии в ходе СВО это «освобожденные» города, стратегические мосты, плацдармы или создание угрозы окружения. Для украинцев же каждый оставленный километр – это потеря кем-то его собственности. А за своё «поселенец» дерется отчаянно!
6,5 миллионов независимых крестьян вполне так могут выставить миллион мотивированных бойцов, которые будут зубами вгрызаться в СВОЮ землю.
Что реально кроме имеющихся профессиональных военных может противопоставить этой силе Россия?
90% населения, расслабленных постмодернистским бытием, еще могут проявлять какую-то активность разве что в соцсетях (даже букву Zнаклеить на тачку их уже не хватает). Вот Гиркин всё ратует за мобилизацию. А кого мобилизовать-то?
Да, есть еще территории, сохранившие энергию модерна, сохранившие даже трабалистскую составляющую сознания. Вот их жители и составляют основную "массовку" СВО (согласно статистике, москвичи гибнут в ходе спецоперации в 87 раз реже, чем дагестанцы, в 275 раз реже, чем буряты и в 350 раз чем тувинцы). Заметили? Прямая корреляция с уровнем урбанизации.
В общем, как ни крути, всё сводится к одному и тому же выводу – если хочешь кому-то оказать «братскую помощь» прежде сделай приемлемой жизнь в собственной стране. Глядишь, к тебе и потянутся люди.