Найти тему
В поисках смысла

В поисках собственной могилы Глава 7.

Картина современного художника Станислава Плутенко. Открытый источник.
Картина современного художника Станислава Плутенко. Открытый источник.

Спустя два месяца после того, как Аля прибыла в Таракановку, Варавиков сидел в репетиционном зале Дома культуры города Двинска. И терзался мыслями, которые лишали сна москвичку. Он и вправду "ку-ку"? Или как?

А тем временем шёл разбор последнего спектакля. Его успешная премьера сняла все сомнения насчёт детектива как жанра низкого и трудного для постановки на сцене.

Администрацию Дому культуры уже начала греть мысль насчёт представления новинки областному зрителю. А чтобы гастроли прошли на ура, режиссёр настаивал на внесении дополнительных художественных средствах. Но каких именно?

Здесь подал голос исполнитель роли судмедэксперта Варавиков, поведавший партнёрам по сцене, какой хорэр устроили ему цеховые девчата минувшим летом летом. Описание оторванной ступни вызвало охи и ахи у самодеятельных артистов, но не произвело впечатления на режиссёра. Безвкусный натурализм был отвергнут.

Варавиков не настаивал, но оставшуюся часть обсуждения вёл себя отстранённо, ибо одна мысль пробилась на поверхность его сознания:

«А не была ли это реальная расчленёнка?»

Основание для такого рода сомнений послужил тот факт, что ни одна из прикольщиц не проявила интереса к последствиям своего розыгрыша. Ни после перерыва, ни на вахте после окончания смены, ни на протяжении последних месяцев.

Что скрывалось за этим равнодушием? Продуманная тактика или…?

Варавиков терялся в догадках.

* * *

А за два месяца до театральной премьеры в Двинске Аля Бондалетова движется по привычному маршруту, который пролегает вдоль монастырской территории. Там полным ходом идёт восстановление главных ворот. Столичная отпускница отыскивает глазами знакомую футболку и принимается махать каменщику. В ответ- взмах мастерка. Окрылённая, девушка продолжает путь к реке.

Под солнечными лучами почва щельи багровеет. Этот эффект любят переносить на холсты заезжие живописцы. У Али он вызывает скребущую по нервам тревогу.

Картина Филиппа Палицци "Девушка на скале в Сорренто". Открытый источник.
Картина Филиппа Палицци "Девушка на скале в Сорренто". Открытый источник.

Мысли несутся потоком, как волны Северной Двины.

Вдали - остров Чайка. Взгляд фокусируется на островной части, напоминающем клюв.

Поток сознания замедляется.

«Я» исчезает.

Песчинка, потерявшаяся в пустыне.

Листок, затерявшийся в джунглях.

Она -это жук-невидимка, играющий в траве на крохотной виолончели.

Девушка встаёт у обрыва, раскинув руки. Воздушная волна ударяет в ладони. Одно усилие – и она преодолеет земное притяжение. И будет парить над Северной Двиной, как эти чайки.

Иллюстрация взята из открытого источника.
Иллюстрация взята из открытого источника.

«Сквозь мрак и наваждение придёт радостное пробуждение!»

Откуда это? Ну да, было написано там… на кладбище.

- Аленький цветочек, не упорхни!- слышится за спиной.

Он наблюдает за ней с улыбкой… Нет, не Чеширского кота. На этот раз Будды - лёгкое и волнистое смещение уголков рта. Она проводит ладонью по непривычно голой макушке.

Мужчина встаёт вровень с ней - на ту же опасную точку щельи. От него пахнет свежеоструганным деревом и, кажется, известью.

Ни крика чаек, ни плеска волн, ни стука сердца.

Умолкла и виолончель жука.

И только сверчок, прервав своё занятие, наблюдал за парой.

Открытый источник.
Открытый источник.

«… Эти двое были очерчены магическим кругом, границы которого не смели нарушить никто и ничто».

Аля прочитала это в каком-то любовном романе. Теперь ей кажется: это про них с Эриком.

…Она стоит над обрывом и больше всего на свете хотела бы остаться здесь навсегда. Вместе с этим человеком… С улыбкой то ли Чеширского кота, то ли Будды. Но он уходит. Его ждут дела. Вместе с ним Алю покидает и блаженное безмолвие.

Иллюстрация взята из открытого источника.
Иллюстрация взята из открытого источника.

И тут красная панама вырастает перед ней. Накручивая на палец стружки белёсых кудрей – подтверждение принадлежности к семейству Кудреватых-Марина- Хэппи осведомляется:

-Правда, там хорошо?

-Где?

-В «Другом Месте».

«Эх, послать бы дурочку в даль дальнюю!» Но вместо этого Алька уходит в аут. А панама-мухомор, одарив москвичку блаженной улыбкой, отправляется восвояси.

…Ночью Але слышится голос коллекционера:

"Рос цветочек аленький! Маленький-маленький…"

* * *

Чтобы отвлечь жиличку от грустных мыслей, Беспоповцевы позвали квартирантку «полешакаться», что в наших краях означает охотиться, ягодничать или просто шататься по лесу. И теперь в облаке пыли троица шествовала по просёлочной дороге.

Работа художника Станислава Алексеевича Брусилова. Открытый источник.
Работа художника Станислава Алексеевича Брусилова. Открытый источник.

Вскоре они достигли луга, вышитого желтизной лютиков, молочностью таволги, клеверным бордо и ещё какими-то неведомыми цветами.

- Анфискина пожня!-объявляет Васёк, точно на экскурсии. А потом ждёт, что «московка» поинтересуется происхождением названия. Но та молчит: ей лень.

А Василию -обидно. С этой пожней у него связаны свои - детские воспоминания. Когда ещё была жива мама, а отец жил с ними, а не уезжал на заработки в Москву.

Работа художницы Ксении Сергеевны Черномор. Открытый источник.
Работа художницы Ксении Сергеевны Черномор. Открытый источник.

Что-то чиркнуло в воздухе -длинноногая птаха резво зашагала впереди. Она и довела их до места под названием - «журчеёк».

Когда Васёк был маленький, он называл так ручеёк- звонкий и светло-струйный. Здесь сделали привал.

Картина " У костра"Николая Петровича Богданова-Бельского. Открытый источник.
Картина " У костра"Николая Петровича Богданова-Бельского. Открытый источник.

Но путь их лежал дальше. Туда, где переливались в ажурной паутине драгоценные лучи северного лета, где из травы-муравы выглядывали забрызганные «белилами» мухоморы, а со стволов свисала бахрома лишайников.

Открытый источник.
Открытый источник.

« Поганца».

Ходить сюда в одиночку старожилы избегали: места считались языческими, нехорошими. Но именно здесь возвышалась приносившая удачу сосна: нужно только поклониться и повязать лоскуток.

- Разукрашена, как ёлка новогодняя,-усмехается Васёк.

- Одно слово – язычники!- Перекрестившись, сестрица спешит прочь. Брат следует её примеру. Аля вытаскивает носовой платок и цепляет на сучок «волшебного дерева» рядом с другими тряпицами.

Картина художника Всеволода Борисовича Иванова. Открытый источник.
Картина художника Всеволода Борисовича Иванова. Открытый источник.

Солнце, добравшись до зенита, отметило полдень.

-Уж солнышко на ели, а мы ещё не ели!- провозглашает большуха местную присказку.

Аля с предвкушением наблюдает за процессом извлечения термоса и бутербродов.

Слышится шум ломаемых сучьев. Кто-то грузный подминает бурелом. Троица замирает. Раздвинулись ветки кустарника -выглянула голова в капюшоне.

-Какая встреча! - приветствовала она компанию.- Приятного аппетита!

- Это вы!- вырывается у Светланы-Соломии.

- А вы ожидали кого-то другого?- насмешливо отзывается Эрик и, вертя в руках букет пахучей таволги, поясняет:-Люблю по лесу бродить.

- А мы подумали, что вы нас преследуете, -бормочет Светлана-Соломия.

«А не водят ли эти двое всех за нос, разыгрывая неприязнь?»- мысль одновременно посещает и Алю, и Василия.

- Здесь проходил конвойный тракт, – продолжал тем временем Эрик.-В царское время по нему гнали этапы ссыльных, а в советское время репрессированных. Где-то здесь лежал путь и протопопа Аввакума.

Открытый источник.
Открытый источник.

- У нас в деревне Протопоповы живут!- объявляет Васёк.- Надежда Степановна говорит, что фамилия связана с Аввакумом. Она ведёт у нас кружок «Юный краевед».

- А как идут реставрационные работы?-Але,наконец, удаётся вклиниться в разговор.

- Приходите в монастырь – увидите. Богослужение в храме посещаете?

- Не приучены!- за всех отвечает Светлана-Соломия.

- «Бог не в брёвнах, а в рёбрах». Так считали ваши деды и прадеды?

- Они скрывались,- опередил сестру Васёк.

- Это понятно,- соглашается Эрик.- Только время сейчас другое. Толерантность на дворе. Слышали?

- Конечно!- уверила Аля, которая не оставляла попыток завладеть вниманием МЧ, взгляд которого адресовался лишь одной особе - хозяйке большого дома.

-Все люди - братья и сёстры! –продолжил он.-Об этом имя Соломия, или Саломея в другом написании, свидетельствует. Вам известно, что оно еврейское?

-Библейское,- поправляет Беспоповцева.

-А это одно и то же. Так вот имя Соломия образовано от еврейского слова «шолом», что означает «мир».

-Приятно слышать,-выдавливает из себя улыбку носительница симитского имени.

- А с вашей фамилией ещё занятнее. –Похоже, Эрик оседлал своего любимого конька.-В одном из течений раскола укоренилось мнение: общины могут обходиться без попов. «Беспоповцы» - так стали называть приверженцев этого направления.

Похоже, брата и сестру эта осведомлённость не оставила безучастными.

-Каждый человек создан по образу Божьему, но не всякому это известно!- заметно волнуясь заговорила Светлана-Соломия.- Наши предки знали об этом. В самые тяжёлые времена они стремились познать истину!

-Каким же образом?

-Через чтение духовной литературы… - на этой фразе аргументы Светлана-Соломии иссякли.

А всё потому, что Васёк, спохватившись, со значением глянул на сестру. Перехвативший его взгляд Эрик продекламировал:

- Иноверцы и единоверцы…

- Кто кого в бесконечной борьбе?

- Но молчи, одинокое сердце,

- Бог откроется только тебе.

Повисшее молчание прервала Светлана-Соломия.

-Человек должен следовать тому учению, что было преподано в семье!- продекларировала она, желая положить конец дискуссии.

Но это только подливает масла в огонь.

-Важно найти свой поток знаний!-Эрик говорит почти торжественно.- Тот, что соответствует личному этапу земной эволюции. Мы способны ощутить родство с энергиями того или иного направления мысли. Поэтому нужно знакомиться с различными духовными школами.

Иллюстрация взята из открытого источника.
Иллюстрация взята из открытого источника.

Аля подавляет зевоту. Она погружается в «аут» и уже не слышит:

-Не было и нет такого Учителя и такого учения, которое вобрало бы все аспекты знания.

Беспоповцевы внимают речам, оглушённые напором оратора. И того понесло:

-Сознание следует рассматривать как функцию энергии времени. Она циркулирует в космосе независимо от того, имеются ли в этой части пространства существа, способные воспринимать её...

Здесь он остановился и, заметив Алину отключку, поспешил закруглиться:

-А вообще хотел бы заметить, что нет ничего, что не было бы энергией…

Последовала пауза. Она и привела москвичку в чувство. Молодой философ приоткрыл рот, намереваясь что-то сказать, но раздумал и, оборвав самого себя, выдал:

-Но главное – помнить, ради чего вы воплотились на Земном плане.

Иллюстрация взята из открытого источника.
Иллюстрация взята из открытого источника.

Снова стали слышны птичьи трели.

-Эрик, а в свободное время вы чем занимаетесь?- сказала Аля, чтобы что-то сказать.

- Как и ты, Аленький цветочек, гуляю по горам, по долам. Брусеница,Зарученье, Шардомень! Даже языку вкусно выговаривать эти названия.

-Извините, надо костром заняться,- заметила Светлана-Соломия.

Сестра с братом отправляются собирать сушняк.

А москвичка осталась.

- Эрик, вы говорите, что знаете местность. А вы встречали в лесу могилу ребёнка?

В глазах МЧ вспыхивают искорки интереса:

- Нет, не приходилось. А что, такой объект имеется?

Аля проводит ладонью по макушке, на которой уже заметна тёмная поросль.

- Да вроде бы.

А через секунду меняет тему:

- А вот Хэппи, то есть Маринка, всё «Другое Место» ищет.

- Возможно, это связано с местным диалектом. Здесь вместо указательного местоимения «это» говорили: «это место».

- А я думала, что она просто «чудило».

Молодой человек глянул на букет нарядной, как невеста, таволги.

-Заболтался я с вами. Время трапезы приближается. Опаздывать нельзя,- рассеянно обронил он. И добавил:

- А эти цветы тебе... и Светлане.

Альку накрыла волна благоухания. Прощальная улыбка Чеширского кота сделала поляну ещё светлее.

Вернулись с дровами Беспоповцевы.

-Где наш «любомудр»? - Светлана-Соломия бросила хворост на место предполагаемого кострища.

- Ему надо в монастырь.

-А букет откуда?

-Подарили!

Лёгкая тень набежала на личико большухи.

Они пообедали сваренной в котелке похлёбкой. После чаепития запаслись родниковой водой. И тронулись в путь.

-А ты можешь описать то место, где находится детская могилка?-неожиданно для всех обратилась Светлана-Соломия к жиличке.

По Алиному лбу побежали лёгкие волны.

-Как ты туда попала? Расскажи!- пришёл ей на помощь Васёк.

-Сначала я шла через овраг. Потом встретила кусты малины.

-Там болото было?

-Кажется, да. Я тогда ноги промочила.

Брат и сестра переглянулись. Похоже, они узнали описываемую местность. И данный факт их не порадовал. Между тем столичная барышня трещала без умолку, отчего и не заметила: маршрут изменён, и лишь когда зачавкали под ногами болотные кочки, насторожилась:

-Куда мы направляемся?

-К твоей могиле!- ответила наследница староверов, да так холодно, что по Алькиному позвоночнику скользнула змейка тревоги.

Открытый источник.
Открытый источник.

Взяв курс на восток, путники болотину обогнули, так что ничьи ноги от коричневой жижи не пострадали.

Вскоре они оказались в подлеске.

-Узнаёшь?-осведомилась Светлана-Соломия.

-Лес как лес…

Они двинулись дальше, и через сотню метров оказались на месте, покрытом хилыми сосёнками.

-Похоже…-выдавила из себя москвичка, едва поспевавшая за Беспоповцевыми.

Васёк начал терять терпение:

-Ну хоть какую-то примету помнишь?

-Послушай,если бы ты увидел собственную могилу, в штаны бы наложил, а не то что…

-Не надо «агриться»!-ответил пацан, копируя московское произношение.

-Пошли домой!- повелела Светлана-Соломия.

-Ты что, не веришь?-в Алькином голосе зазвучали слёзы.

-Верю-верю каждому зверю, а тебе, ежу, погожу!-попыталась отшутиться большуха.

Жиличка замкнулась и весь обратный путь не обронила ни слова.

У магазина «Триада» маячит красная панама в белый горох.

-«Другое Место искали»?-осведомляется она.

- Меня и это устраивает!- бросает Алька.

-А я вот ищу…- произнесла Маринка-Хэппи с вызовом.

И хохотнула.

Картина Филиппа Андреевича Малявина "Смеющаяся крестьянка". Открытый источник.
Картина Филиппа Андреевича Малявина "Смеющаяся крестьянка". Открытый источник.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕКСТА "НЕ БУДИ ДЕВОЧКУ ДО УТРА" СЛЕДУЕТ