Найти в Дзене

Знаковые объекты группы КТБ: Алабяно-Балтийский тоннель

Оглавление
Этот тоннель настолько знаменит, что его изображения используют в обучающих программах и автошколах
Этот тоннель настолько знаменит, что его изображения используют в обучающих программах и автошколах

Этот тоннель знаком всем, кто хоть раз проезжал Ленинградский проспект из центра в сторону области: несколько полос, скоростное движение без светофоров, и вы сразу оказываетесь либо на Волоколамском, либо на Ленинградском шоссе. Что говорить, удобно. Этот тоннель нередко мелькает в фильмах.

Тоннель и его предназначение

Это уникальный объект при строительстве которого пришлось решить немало задач и найти революционные решения
Это уникальный объект при строительстве которого пришлось решить немало задач и найти революционные решения

А еще Алабяно-Балтийский тоннель длиной полтора километра и глубиной более 22 метров стал частью Северо-Западной хорды, разгрузив движение на Ленинградском и Волоколамском шоссе на 20—25 %.

Создание развязки на Соколе планировали еще в далекие 1950-е годы как часть масштабного проекта пятого транспортного кольца Москвы. Но к работам приступили лишь спустя полвека. В процессе строители постоянно сталкивались с трудностями техногенного и природного характера.

С одной стороны, вблизи от стоящего тоннеля проходила Замоскворецкая линия метро и от нее нужно было надежно отгородить тоннель. Задачу удалось решить с помощью массивного бетонного щита ветом в несколько тысяч тонн, на которые установили почти полторы сотни датчиков, отслеживающих ситуацию.

С другой стороны, тоннель был проложен под руслом подземной речки Таракановки, которую пришлось заключить в коллектор, чтобы избежать подтопления подземной развязки. Еще одна проблема возникла из-за того, что тоннель проходил под железнодорожными путями Рижского направления Московской железной дороги, что потребовало главного хода направления на новые ординаты.

Неприятность эту мы переживем

Поддтопления случались не однократно и иногда приводили к серьезным последствиям
Поддтопления случались не однократно и иногда приводили к серьезным последствиям

Вообще, история строительства развязки была непростой: сроки открытия тоннеля неоднократно отодвигались, менялись подрядчики, проект строительства пересматривался. За это время произошло несколько инцидентов, связанных с его частичным затоплением и обрушением стен, один из которых привел к гибели человека.

Во время строительства на объекте постоянно трудилось 3-5 тысяч человек, иногда количество строителей достигало 7 тысяч, применялась самая передовая строительная техника.

В то же время строительство такого сложного объекта дало толчок развитию технологий. Например, при строительстве тоннеля была внедрена уникальная система круглосуточного мониторинга за состоянием конструкций тоннелей метрополитена, близлежащих зданий, действующей магистрали, уровнем шума и грунтовых вод.

Разумеется, использовались самые передовые методы буровых и инъекционных работ по устройству грунтоцементных подземных экранов, заново прокладывались десятки километров инженерных коммуникаций.

Специалисты группы КТБ приступили к работам на объекте летом 2014 года и осуществляли контроль за качеством материалов, изделий и конструкций, применяемых в ходе выполнения строительно-монтажных работ в тоннеле.

Мы проводили лабораторные испытания материалов, изделий и конструкций на объекте. Подробнее об этом можно узнать здесь.

Итог общих усилий вы знаете: тоннель был окончательно открыт в конце 2015 года, а в 2018 году он был дополнен паркингом более чем на 500 машиномест, как и было предусмотрено планом строительства.