Найти в Дзене

Девятка лучших исторических романов всех времен

Оглавление

По крайней мере, такова моя пристрастная и субъективная оценка прочитанного. Понятно, что при составлении такого «рейтинга» сразу всплывает несколько вопросов:

  • что считать историческим романом? где начинается история?
  • что значит «лучший»? каковы критерии качества?

Первый вопрос особенно коварен: где кончается книга о современности и начинается – об истории? «Войну и мир» считаем? «Капитанскую дочку» считаем? Пушкин с Толстым ушли в прошлое на 60-70 лет: жизнь уже сильно изменилась, но часть персонажей – это просто старшие современники авторов. Может, и «Мертвые души» тогда посчитать? Там все-таки прошло чуть ли не 30 лет между временем действия и годом издания книги. Тоже ведь изрядный срок.

Для меня исторический роман начинается там, где такая дистанция – не меньше 100 лет. Тогда все однозначно.

Критерии качества… общелитературные. Остросюжетен ли роман и подчиняется ли он «канонам жанра», мне не очень интересно.

Есть еще третий вопрос. Решив, где начинается история, надо решить еще, где она кончается. На мой взгляд, роман остается историческим даже тогда, когда истории в нем мало, а вымысла – очень много. И это не мешает ставить книгу высоко, мы говорим ведь о литературной оценке.

А теперь – рейтинг!

1. «История Генри Эсмонда»

Почетное первое место – Теккерею. Удивительно он вжился в шкуру человека прошлого! Удивительное проник в эпоху (рубеж XVII-XVIII веков), этот медлительно-великолепный стиль… чувствуешь, как XVIII век тебя захватывает, обволакивает, наполняет восторгом…

Роман подан как подлинные мемуары офицера времен королевы Анны, и первое издание даже набрано старинным шрифтом с «длиннохвостой» буквой s, как будто книжка была издана в 1730-х, лежала где-то на складах и в 1850-х вновь поступила в продажу.

Отдельные призы – за образ главного героя и мощный финал (при том, что вигские и протестантские симпатии писателя – чужды мне).

«Эсмонд» для Теккерея был дороже «Ярмарки тщеславия».

2. «Саламбо»

-2

На втором месте для меня – Флобер. Книга о Карфагене – это новая планета: кровавая и ужасающая, но все же притягательная. Так сказать, анти-Бовари: книга о больших людях и богатырских страстях (сам автор, кажется, оценивал «Саламбо» выше, чем самое известное свое творение).

Флобер изучил всю существовавшую в его время литературу о Карфагене и финикийцах, но на этой жирной почве цветет буйная фантазия. Автор так сотворил целый мир.

3. «Кола Брюньон»

-3

Третье место – Ромену Роллану. Жизнеутверждающая вещь, способная перевернуть жизнь человека, прочитавшего ее. Это рассказ бургундца, из народа, резчика по дереву, современника трех мушкетеров. Конечно, вовсе не похоже на Дюма, как будто эта жизнь течет в иной вселенной. Алмазный стиль: ритм, внутренние рифмы, шуточки-прибауточки…

Никто б на свете не страдал депрессией, будь в каждом из нас только сотая доля Кола Брюньона.

4. Романы Александра Дюма

-4

Нельзя проигнорировать и Александра нашего Дюма. Попробуйте и напишите «развлекательную» книгу, которая и через 180 лет будет удивлять весь мир!

5. «Петр I»

-5

Самая светлая книга в русской литературе – книга Алексея Толстого. «Как же? Там голод, холод, безнадега и грязяща!» Ага! А посмотрите, как толстовские герои – все герои! – проходят невредимыми сквозь эти передряги. Какое море оптимизма вшито в ткань романа. Как счастливо (по Алексею Николаевичу) преображается страна.

«Петр I» – это национальный эпос о том, как можно изменить мир к лучшему. Жаль, что писатель не успел завершить свой труд.

6. «Quo vadis» («Камо Гредеши»)

-6

Роман, связанный с классической античностью и ранним христианством. Изысканный, узорный исторический фон. Но я не буду много говорить о книге Генрика Сенкевича: она слишком хорошо известна!

7. «Тезей»

-7

История, рассказанная Мэри Рено (на самом деле здесь дилогия, романа – два, но у нас они вышли под одной обложкой). Героя греческого мифа автор описывает – в духе греков – как исторического персонажа, поселяет его в Аттике XIII века до н. э. Рассказаны, в русле плутарховой истории, разные приключения царевича (потом царя) эпохи бронзового века. Не без анахронизмов, разумеется!

Как и в случае с Флобером, автор знает много, и такая эрудиция не помешала, а помогла сотворить поэтичный, живой мир. Хотя мир «Саламбо» глубже, мрачнее. А мир «Тезея» – пропитан солнцем.

8. «Имя розы»

-8

Меня ужасно раздражает, как этот роман экранизировали: следуя за сюжетом Эко, фильм не дает и малого намека на мир книги. Впрочем, и смысл, который вкладывал в роман Умберто Эко, для меня – бессмыслица. Однако в саму ткань романа вплетены сокровища средневековой культуры, так что прочесть и раскусить роман-цитату стоит. С наслаждением.

9. «Человек, который смеется»

-9

Сейчас вы меня будете пинать за непочтительное отношение к классике… Виктор Гюго – могуч, и «Человек, который смеется», на мой взгляд – самый талантливый из псевдоисторических романов.

Описана та же страна и время, что и в «Эсмонде» (Англия рубежа XVII и XVIII веков). То, да не то! «Смеющаяся» рожа Гуинплена кажется пародией на серьезное Эсмондово лицо. И если книга Теккерея (с которой я начал обзор) – это гипперреализм, у Гюго процентов 90 материала – это чистейшая и вдохновеннейшая выдумка под видом «реализма». Такой развесистой и яркой клюквы я больше нигде не видел.

Однако если не смотреть на «Человека, который смеется» как на книгу историческую, то ее можно прочитать – и признать в книге гениальность. Вот что заставило меня включить ее в обзор.

Читайте также:

Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересное!

#литература #книги #история #классика #романы #культура #рейтинги #писатели