Найти тему
КП-Челябинск

Завещал посадить даурские лиственницы: рассказываем историю столетних деревьев в центре Челябинска

    В этом году даурским лиственницам исполнилось 117 лет. Фото: Дарья Маркова, предоставлено "Комсомольской правде"
В этом году даурским лиственницам исполнилось 117 лет. Фото: Дарья Маркова, предоставлено "Комсомольской правде"

На перекрестке проспекта Ленина и улицы Красной растут две 117-летние даурские лиственницы. Они пригибаются друг к другу и подсыхают. Семена этих деревьев привез в окровавленных бинтах раненый солдат с русско-японской войны и завещал барину. Рассказываем о доме, где размещался госпиталь, посадке дальневосточных деревьев и мнении краеведа-энтузиаста о молодых лиственницах.

    Сейчас дом выглядит так.  Предоставлено "Комсомолке"
Сейчас дом выглядит так. Предоставлено "Комсомолке"

ОДИН ИЗ САМЫХ СТАРЫХ ДОМОВ В ЧЕЛЯБИНСКЕ

В угрюмом сером здании на пересечении проспекта Ленина и улицы Красной расположены разные конторы. Вот уже несколько десятилетий они сменяют друг друга. А на богатую историю одного из старинных домов в Челябинске указывают лишь округлые окна первого этажа. Построили дом полтора века назад. В нем тогда жил известный судебный поверенный Владислав Сапега-Ольшевский.

- Есть две версии его появления здесь. Короткая: он происходил из поляков, был сослан сюда после очередного польского восстания, которое поддержал, - рассказал о личности жильца дома краевед-энтузиаст Алексей Васильев. - Недавно наткнулся на статью в журнале «Уральский следопыт», по версии автора Сапега-Ольшевский делал военную карьеру в российской армии. Уже в 22 года занимал высокий офицерский чин: повоевал в Крымской войне, русско-турецкой и на Кавказе. Последним местом службы был Оренбургский казачий полк, видимо, в Челябинске он и базировался. И после того, как Владислав Фердинандович пошел в отставку, здесь и осел.

Сапега-Ольшевский разбирал сложные судебные дела и пытался наладить в челябинске культурно-общественную жизнь. Собрал оркестр и начал проводить первые музыкальные вечера.

    Исторических фото дома не сохранилось, только такие "кусочки".  Предоставлено "Комсомолке"
Исторических фото дома не сохранилось, только такие "кусочки". Предоставлено "Комсомолке"

ПЛАТИЛА САНИТАРАМ ИЗ СВОИХ ДЕНЕГ

В 1904 году в Челябинск хлынул поток раненых с фронта русско-японской войны. Из-за крупной железнодорожной станции в городе получился перевалочный пункт - по улицам шатались солдаты с оружием, а больницы были переполнены.

- Городские власти открывали дополнительные лазареты: перепрофилировали и дом общества трезвости (современный молодежный театр), и дом общества трудолюбия на улице Воровского. Но все равно этих мер не хватало: условия были довольно-таки спартанскими, уход за ранеными должным образом не был организован, потому что медицинского персонала не хватало, - отмечает краевед.

Тогда в Челябинск и приехала очень активная женщина - статс-дама Александра Нарышкина. Жили они с мужем в Тамбовской губернии.

- Судя по ее деятельному характеру, она там губернатора постоянно учила, что нужно изменить и как нужно командовать губернией. Как только появилась возможность, ее «сплавили» здесь покомандовать, - смеется Алексей Васильев.

В Челябинске женщина сразу развела бурную деятельность. В старом здании вокзала открыла комнату отдыха для солдат и офицеров, которые ехали на фронт. Там они могли попить чай, поиграть в настольные игры и написать письмо родным. Стены комнаты украсила фотографиями карт Дальнего Востока.

- В воспоминаниях своих она пишет, что офицеры целовали ей руки и говорили: «Матушка, у вас такие чудесные карты. Можно мы их сфотографируем, чтобы взять с собою на фронт? То, что нам дали в штабе при отправке, гораздо хуже качеством», - рассказывает краевед-энтузиаст.

Увидев, как лечат раненых, Александра решила это исправлять. Тогда Владислав Сапега-Ольшевский под госпиталь отдал свой дом и флигель, который стоит во дворе и сейчас. А есть версия, что и сам помогал раненым.

- Александра Нарышкина наняла санитаров, платила им из своих денег и пожертвований. В этом госпитале работали сестры милосердия - монахини из Одигитриевского женского монастыря. Здесь была идеальная чистота и трепетное отношение к раненым.

    Осталось всего две исторических личности. Дарья МАРКОВА
Осталось всего две исторических личности. Дарья МАРКОВА

СОЛДАТ ЗАВЕЩАЛ ПОСАДИТЬ ЛИСТВЕННИЦЫ В ПАМЯТЬ О СЕБЕ

Среди раненых в госпитале оказался и солдат из центральной России. Он вез домой семена даурских лиственниц. Уж очень они ему понравились. Но ранение было тяжелое - понял, что не выживет.

- Предчувствуя смерть, он попросил позвать барина. Завещал Ольшевскому посадить лиственницы в саду в память о себе. Пожелание было удовлетворено.

    Так аллея выглядела в 70-х годах.  Предоставлено "Комсомолке"
Так аллея выглядела в 70-х годах. Предоставлено "Комсомолке"

По двум оставшимся лиственницам и старым фотографиям, можно предположить, что деревья были высажены в два ряда. Но сколько именно лиственниц посадили, осталось неизвестно.

- На фотографии конца 70-х годов видно, что сохранялось еще много лиственниц, а в 80-х часть спилили. Уже в двухтысячных оставалось четыре-пять деревьев, которые постепенно умирали. Старые лиственницы плохо нашу экологию начали переносить, появились многодневные выбросы - деревья высыхать начали. В том году лиственница стояла сухая, ее спилили, и оказалось, что она в анабиозе (временное замедление или прекращение жизненных процессов под влиянием факторов - ред.) была, - подчеркнул Алексей.

    К дому надстроили сначала два этажа, а потом еще один.  Предоставлено "Комсомолке"
К дому надстроили сначала два этажа, а потом еще один. Предоставлено "Комсомолке"

ВОПРОС НЕ В КОМПЕНСАЦИИ ЗЕЛЕНОГО МАССИВА, А В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕРЕВЬЕВ

В 1955 году у оставшегося сада и надстроенного дома встретились ветераны русско-японской войны, которые лечились в этом госпитале. Тогда они рассказали и о том, что сирень перед домом посадили еще при Сапеге-Ольшевском.

Краевед уверен, что нужно привести место в порядок, сохранить деревья и поставить памятный. Ведь памятника солдатам русско-японской войны в Челябинске нет.

- Это место нуждается не в точечных мероприятиях, а в системном подходе. Нужно превратить его в мемориальную точку, чтобы не стыдно было приводить сюда туристов и горожан. Многие до сих пор не знают историю даурских лиственниц, - сокрушается Алексей. - Сюда можно было бы приводить школьников. Тогда русско-японская война - была бы не просто строчкой в учебнике, можно было бы прийти и руками потрогать историю.

А прошлогоднюю высадку новых даурских лиственниц краевед назвал полумерой:

- Тут вопрос не в компенсации зеленого массива, а в сохранении исторических деревьев. Табличка информационная рассказывает о том, что это даурская лиственница. Но дело то не в этом, а в том, что это живой памятник ветеранам русско-японской войны.

Зато с исторических деревьев в свое время взяли шишки и высадили аллею в Саду Победы на ЧТЗ. Так удалось сохранить внучек тех старых, привезенных с фронта лиственниц.

Сейчас общественники пытаются добиться установки памятного знака рядом с домом Сапеги-Ольшевского. Но без согласования с администрацией, этого сделать нельзя. А ведомства пока молчат.

    Новые лиственницы частично высохли. Дарья МАРКОВА
Новые лиственницы частично высохли. Дарья МАРКОВА

КСТАТИ

Исторические 116-летние даурские лиственницы в центре Челябинска спилили в июне 2021 года. Жители были в шоке. В мэрии заявили, что чиновники, самостоятельно принявшие решение о вырубке, будут наказаны. Уволили руководителя МБУ «Геоцентр» Константина Антропова и расторгли контракт с руководителем МКУ «Административно-техническая инспекция города Челябинска» Владимиром Жучковым.

А осенью 2021 года на том же месте четыре новые даурские лиственницы высадили с участием губернатора Алексея Текслера, еще одну, пророщенную из шишки исторического дерева, посадили общественники.