У многих Колыма до сих пор ассоциируется с местами не столь отдаленными. И это понятно – такую славу она заслужила благодаря множественным лагерям ГУЛАГ и самым суровым местам ссылки. Однако сейчас актуальность этой ассоциации скоропостижно утеряна: на территории Магаданской области действует всего несколько исправительных учреждений, и те находятся в Магадане, что мало отличает его от других областных центров страны. И удивляться тут нечему: содержать на балансе колонии в таких далеких и суровых местах слишком дорого. И все что нам остается – это ходить по заброшенным и изрядно потрепанным лагерям, некогда формирующим эту гнетущую, пугающую колымскую атмосферу.
Одно из таких мест – ИТК 261/3 «Талая», что в 300-х километрах от Магадана, средь дикой тайги и невысоких сопок. Колония находится рядом с одноименным поселком Талая, где расположен, все также одноименный, областной санаторий «Талая», построенный руками заключенных. Стоит отметить, что сам поселок достаточно причесанный относительно других поселков Колымы, даже домики здесь свежевыкрашенны в яркие цвета. Да и санаторий выглядит очень опрятно, а на его территории стоял вертолет.
Но вернемся к тюрьме. Несмотря на то, что колония была заброшена всего лишь в 2006 году, сохранностью она порадовать не может – её скорее нет, чем она есть. Почти вся территория колонии лежит в руинах, создается устойчивое впечатление, что здесь не на шутку прошлись бульдозером. Частично или полностью снесена часть строений, в связи с чем пробраться к ещё живым зданиям становится проблемой из-за перекопанной земли и останков бывшей инфраструктуры. Более того, на территории присутствует внушительное количество мусора – зона стала местом свалки бытовых отходов.
Проезжая мимо, мы даже не сразу её идентифицировали – пока не подъедешь в упор сложно понять, что это была колония.
Открытым остается вопрос, зачем и почему здесь все перепахали и привели в такой непрезентабельный вид и без того непрезентабельное учреждение? Может быть, чтобы стереть из истории столь неблагородное заведение, а может быть, чтобы зеваки не ходили. Но зеваки все-таки ходят.
На самом въезде дорога упирается в завал, дальше не проехать. Вокруг еле живые здания, внешний осмотр которых указывает на то, что внутренний осмотр уже попросту бесполезен. Неподалеку нашлась парочка относительно целых хозяйственных корпусов, которые мы и изучили. Дорога до них усыпана различным мусором, в основном шифером – приходится смотреть под ноги. Подниматься по многим лестницам, особенно наружным, уже небезопасно.
С сохранностью внутри самих зданий тоже всё весьма печально: во многих помещениях снят пол, разрушены стены, лестницы, из внутреннего убранства не осталось вообще ничего – всё что плохо лежало уже не лежит вовсе.
В интернете нет дефицита информации и фотографий с данной колонии, из чего можно сделать вывод, что местечко весьма популярное среди туристов определенного толка. Отсюда, вероятнее всего, и плохая сохранность – если туристы не дремлют, то мародёры тем более. Тут читателю может показаться, что здесь не так, это же заброшенная тюрьма, что ты хотел? Мое мнение основано на сравнении, ведь неделей ранее нам довелось посетить лагерь «Омчак», заброшенный многими годами ранее, но сохранностью опережающий «Талую» на несколько шагов. И вот с «Омчака» в интернете отчетов значительно меньше. Именно поэтому в Талой почти нет этой тюремной атмосферы, есть только ощущение, что тебя обманули, ведь на всех фотографиях весь этот комплекс еще более менее живой.
ШИЗО
Сразу напротив хозяйственных корпусов расположены наиболее ценные экземпляры этого тюремного ансамбля – здание штрафного изолятора и прогулочные камеры.
Из всего что есть на территории тюрьмы, ШИЗО, пожалуй, сохранилось наилучшим образом, благодаря чему оно относительно хорошо передает гнетущую атмосферу этих мест. Узкие стены и тесные камеры сильно давят на психику, в таких местах чувствуешь себя некомфортно.
По ушатанному убранству ШИЗО сложно прикинуть что к чему. Между первым и вторым уровнем камер пол уже отсутствует. По всей видимости, бетонной конструкции там не предполагалось, пол был сложен из металлический перегородок и сетки.
Примечательно, что в этой колонии отбывал срок Иваньков, он же Япончик.
В 2005 году, в разгар зимы, в колонии встала котельная, из-за чего персонал и около трехсот заключенных оказались наедине с сорокаградусным морозом. Всех быстро этапировали в другие учреждения, а замерзшую зону забросили по понятным причинам. «Талая» была последней колонией на Колыме, поэтому с ее закрытием тюремная история этого края была окончательно завершена.
Больше контента о путешествиях здесь: