Лос-Анджелес:
«Оглядываясь назад, вспоминаешь этот тур как одно мгновение. Действительно всё очень быстро. И очень поэтично. Множество побед на фоне оглушающих полчищ фанатов. И помимо факта, что это был наш самый успешный по всем статьям тур, я просто отлично провел время».
Так рассуждал Роберт Плант после последнего концерта тура Physical Graffiti по Северной Америке.
За два с половиной месяца полностью аншлаговых концертов группа вымостила себе дорожку к признанию ранее осторожничавших критиков, колоссальному повышению интереса к их каталогу из шести студийных альбомов и сбору с концертов более чем в пять миллионов долларов.
«У нас не было никаких проблем с адаптацией к туру», - продолжил Плант. «Обычно требуется некоторое время, чтобы как-то войти в курс дела. Но не в этот раз. И я ни разу раньше не был так увлечён туром. На удивление хорошо мы подобрали песни. Все сразу полюбили Physical Graffiti. Это очень важный фактор. И получилась невероятная серия по-настоящему победных концертов».
Однако 33-дневное путешествие не обошлось совсем без неприятностей. Первые полторы недели тура были омрачены медицинскими проблемами Джимми Пейджа. Он прищемил в поезде безымянный палец левой руки, что вызывало у него почти постоянную боль и депрессию. «Это невозможно», - ругался он каждый день. «Я не могу, черт возьми, играть так, как должен».
Через несколько дней тура Плант стал жертвой сезонного гриппа, и один концерт в Сент-Луисе был отложен. Как только Плант вернулся в строй, немного приболел Джон Бонэм, и поэтому обычно заводной барабанщик вёл себя на сцене сдержанно на протяжении первого этапа тура. Только басист-клавишник Джон Пол Джонс пребывал в отличной форме. «Ничего такого никогда со мной не происходило», - объясняет он.
Было несколько проблем в залах во время тура. Шоу 4 февраля в Boston Garden было отменено городскими властями после того, как несколько предыдущих мероприятий в этом месте принесли общий ущерб в размере 30 000 долларов.
В середине марта в Сиэтле около 500 желающих попасть на концерт не были запущены в Coliseum, поскольку их билеты оказались поддельными, и один предполагаемый аферист был арестован с 1475 долларами в карманах. Там же три человека были арестованы за то, что они продали Джимми Пейджу за 2100 долларов гитару Les Paul , которая на самом деле принадлежала местному учителю музыки.
Агентство новостей в Лос-Анджелесе сообщило о массовых арестах на концерте группы. Но на самом деле это было в Shrine Auditorium во время выступления Робина Трауэра.
«Такое уже не в первый раз», - сказал вице-президент Swan Song Records Дэнни Голдберг. «Что я могу сказать? Иногда мне кажется, что ZEPPELIN сейчас в прессе заняли место STONES. СМИ автоматически считают нас плохими мальчиками. «Знаете? Во всем виноваты LED ZEPPELIN».
Джимми Пейдж не жаловался. Он просто сказал: «Это последнее, чего мне не хватает, чтобы нас считали респектабельными».
По его словам, во время тура по Техасу и Западному побережью группа «каждую ночь покоряла новые вершины». После десяти дней палец Пейджа полностью восстановился, и он целыми днями лихорадочно сочинял новый материал на акустической гитаре. Плант говорил: «К концу тура мой голос настолько улучшился, я почувствовал новые возможности, я могу петь что угодно». На концерте в Forum в середине Dazed and Confused он перешел к Woodstock Джони Митчелл, а дальше, неожиданно, к Take It Easy EAGLES, и вся группа ему подыграла.
На концертах в Лос-Анджелесе (два на Long Beach Arena, и три в Forum) в основном присутствовала публика, очень хорошо знающая Physical Graffiti. И Trampled Underfoot, и Kashmir - две песни, осторожно принимаемые поклонниками в начале тура, теперь пошли на ура, затмив классических любимцев прошлого тура The Song Remains the Same и Over the Hills and Far Away.
Однако самый большой резонанс по-прежнему вызывала завершающая Stairway to Heaven.
Но были и не только положительные отзывы. В статье для Los Angeles Times музыкальный критик Роберт Хилберн написал: «Помимо рекордов кассовых сборов в этом туре, английская группа также выдает своего рода рекорд по количеству клише на одном концерте: мини-световое шоу, пар из сухого льда, покрывающий сцену ровно три раза на каждом концерте, светящееся название группы, взрыв в глубине сцены и конечно же, обязательное 20-минутное соло».
Он назвал шоу «ошеломляющим сочетанием энергичной цепляющей музыки и безнадежно ограниченного воображения».
Пейдж выступил в защиту своих длительных импровизаций.
«Большинство выступлений проходят минимум с двумя разогревающими группами, каждая из которых хочет отыграть как минимум час, а лучше полтора, так что все шоу будет длиться более пяти часов, включая перерывы между группами для подготовки оборудования. Некоторые залы должны закончить к 11:00, так что же останется хедлайнеру?».
«Поэтому, мы давно установили такую политику: на наших концертах будут выступать только ZEPPELIN, и люди будут точно знать, что они придут слушать. Лично мне надоело слышать о группах, которые играют 50-минутные шоу. Это не неправильно. Но все зависит от того, как много исполнитель может сказать, а я полагаю, ZEPPELIN есть что сказать».
Для последних десяти концертов ZEPPELIN арендовали целый этаж голливудского отеля Continental Hyatt House в качестве своей базы, чтобы как-то разместить поклонниц, постоянно ждущих их. Местные жители стали называть отель Riot House вместо Hyatt. Hyatt - это сеть отелей в США, а Riot, в данном случае - бесчинства, нарушение общественного порядка.
Около комнаты каждого из участников группы постоянно сидел вооруженный охранник. Пейджу всё это очень не нравилось. «В начале тура в отношении нас были какие-то расплывчатые угрозы», - пояснил он. «Видимо, вооруженная охрана - необходимость, но… я не думаю, что мы та группа, которую ненавидят. Я чувствую очень хорошее, теплое отношение наших фанатов. Полагаю, мы не та группа, которая как-то неприятна людям».
Летая из отеля туда и обратно на концерты в Сиэтле, Ванкувере и Сан-Диего, группа и их сопровождающие, всего 18 человек, в свободное время частенько заглядывали в ночные клубы Лос-Анджелеса.
В Troubadour они познакомились с Бобби «Блю» Блэндом, в Roxy - с Сьюзи Кватро, а в Greenhouse Restaurant Джимми Пейдж встретил своего давнего кумира - Джони Митчелл. Они посидели вместе и побеседовали, и Пейдж рассказывал, что единственное, что ей не понравилось, так это то, что «к ней в этот вечер приставали в два раза меньше, чем ко мне».
К Лос-Анджелесу также возросла активность Джона Бонэма, который наконец-то поправился. И он сразу же подрался с корреспондентом Sounds Энди МакКоннеллом, это произошло вечером того же дня, в который у них ранее была дружеская встреча.
«Надо быть осторожнее с Бонзо», - сказал один из роуди ZEPPELIN - «Особенно, когда он немного выпил».
За неделю до этого, в Техасе, Бонэму приглянулся кастомный Ford Corvette. Хозяина по его заданию разыскали и предложили сумму, от которой он не смог отказаться. Затем Бонэм «заплатил небольшое состояние», чтобы машину отбуксировали в Лос-Анджелес. Единственная цель этой затеи - погонять на бешеной скорости по бульвару Сансет-Стрип. За две недели этих гонок его остановили только один раз.
«Когда полицейский подошел к окну», - рассказывает гитарист BAD COMPANY Мик Ральфс, бывший в салоне: «Бонзо милейшим голосом сказал ему, что мы музыканты, что мы репетировали весь день и нам надо было немного выпустить пар. И сошло!»
После завершения тура Плант подчеркнул, что группа всегда будет гастролировать. «За последние несколько лет мы играли везде, где только можно было играть, кроме... Бангкока и Индии, до которых мы доберемся в следующем году. И единственная причина заключается в том, что мы просто любим играть. Мы слишком любим гастроли, чтобы отказываться от них. И знаете, мы взяли с собой съемочную группу в наш последний тур. Фильм скоро выйдет, и это будет история о том, как мы хорошо проводим время в туре».
Так закончился американский тур. В конце мая были ещё три аншлаговых концертов в Earl’s Court в Лондоне.
После чего Плант, Бонэм и Джонс вернулись к своим семьям в разных местах Британии, а Пейдж, на тот момент единственный холостяк группы, отправился в путешествие по Европе и Дальнему Востоку. «Я чувствую потребность просто бесцельно путешествовать, напитываться новыми впечатлениями», - объяснил гитарист. «Это то, чего я с нетерпением ждал много лет».
Когда группа уезжала в Британию, исполнительный директор Swan Song Голдберг опроверг слухи о новом турне по США этим же летом. «Они могут вернуться в июне, а могут вернуться в 77-м. Как только они начинают работать над чем-то новым, вы никогда не знаете, когда они выйдут из студии на воздух».