Страны Евросоюза договорились сократить потребление газа на 15% до весны 2023 года — таким образом в ЕС снижают зависимость от российских энергоресурсов.
Как пишет издание The Economist, урезание потребления голубого топлива не решит проблем Европы. План европейских политиков рассчитан на теплую зиму, но если в регионе ударят морозы, страны Старого света ждут серьезные последствия.
«Если будет холодно, блоку придется доказать, что он может держаться вместе в трудные времена. Германия особенно должна будет демонстрировать солидарность с другими странами», — пишет издание.
Правительства европейских стран могут сами решать каким именно образом будет сокращаться потребление газа. Скорее всего, будут урезаться промышленные мощности. По словам доцента, эксперта Высшей школы управления финансами Валерия Корнейчука, снижение потребления газа из России приближает экономику еврозоны к рецессии. Ее вероятность в ближайшие 12 месяцев Bloomberg оценивает в 45%, до этого оценка была на уровне 30%.
«Сокращение спроса на газ членами Евросоюза на 15% с 1 августа 2022 года по 31 марта 2023 года по сравнению со средним потреблением за последние пять лет может нанести непоправимые последствия энергоемким отраслям промышленности и экономике еврозоны», — подчеркивает Корнейчук.
Решение носит добровольный характер, однако в случае объявления «предупреждения» об угрозе энергетической безопасности сокращение спроса на газ становится обязательным для членов Евросоюза.
Вместе с тем определен ряд исключений, позволяющих учесть конкретные ситуации в разных странах региона. Члены Бундестага Германии уже назвали подобные заявления со стороны руководства Еврокомиссии показухой.
«На сегодняшний день поставки газа из России в страны Балтии, Польшу, Болгарию, Финляндию полностью прекращены по желанию этих стран, а объем поставок в Германию, Данию, Нидерланды и Италию сократился в связи с затяжкой возврата газовой турбины "Северного потока-1". Общий объем поставок газа по трубопроводу по этой причине и из-за необходимости дальнейшей профилактики остальных турбин снижен до 30% от его полной загрузки. В настоящее время уже ряд стран членов Евросоюза выступили против такого решения либо оспаривают его принятие. Это предложение раскритиковала Испания. Венгрия ввела режим ЧС в сфере энергетики. Власти Германии повысили уровень предупреждения ЧС по газу. Норвегия и Голландия уже заявили, что не смогут заместить поставки газа из России», — рассказывает Корнейчук.
Из-за сокращения импорта российского газа закрываются целые отрасли промышленности. В Европе уже нет предприятий по изготовлению азотных удобрений из газа. Производство электроэнергии в Венгрии, Словакии, Чехии, Италии придет в упадок в связи с их сильной зависимостью от российского газа. Экономика Германии находится на грани рецессии, перечисляет экономист.
«Закупка сжиженного природного газа (СПГ) вместо трубопроводного российского увеличивает себестоимость европейской продукции и делает ее не конкурентоспособной по сравнению с китайскими и американскими товарами. Китай — экспортно- ориентированная страна, гибко меняющая курс своей валюты под потребности продвижения товаров на европейские и американские рынки. Европейские товары не могут просто конкурировать с китайскими, поскольку их производство обходится дороже», — объясняет эксперт.
Сокращение потребления газа — это признак стагнации европейской промышленности и движения к рецессии, добавляет он. Уже сейчас европейская валюта упала до паритета к доллару.
«В дальнейшем мы не исключаем падения курса евро к доллару до уровня в 0,9-0,95. Ближе к осени экономический кризис в Европе станет очевидным для промышленности и домохозяйств. Цены на электричество и отопление уже превысили все самые жуткие прогнозы.
Форсирование ограничения потребления российского газа по политическим мотивам, переход на дорогой СПГ при ограниченном количестве терминалов для его приемки, ставка на сырую "зеленую" энергетику не помогут европейской экономике развиваться. Экономика Еврозоны стремительно приближается к рецессии», — резюмирует Корнейчук.
Источники:
https://www. consilium. europa. eu/
https://www. economist. com/