С чего для сценариста начинается работа над эпизодом мультфильма? Удивительно, но не со сценария. Ведь, прежде чем оформиться в этот документ, сценарий серии на коммерческом сериале сам приходит несколько кругов ада… то есть согласования. Вот они:
- Заявка
Краткое описание идеи серии в несколько предложений. Из заявки должен быть понятен общий сюжет - завязка, проблемы героев и их решение (чем дело кончилось).
- Синопсис
На этом этапе согласованная заявка начинает уточняться, обрастать деталями и раскладываться на действия, превращаясь в синопсис. По сути, синопсис - это запись последовательно всех событий в серии под нумерацией 1, 2, 3 и т.д. Классический синопсис 11-минутной серии мультфильма должен умещаться на лист А4.
- Поэпизодник (поэпизодный план, сценарный план)
На этом этапе события синопсиса превращаются в сцены сценария. Поэпизодник оформляется, как сценарий (01. НАТ./ИНТ - ПАРК/ДОМ - ДЕНЬ/НОЧЬ), но в нем пока отсутствуют диалоги, хотя их общий смысл уже закладывается (герои говорят о … и решают, что …). На этом этапе уже закладывают гэги (шутки).
- Сценарий
И вот мы на финишной прямой - поэпизодник согласован и можно расписывать диалоги. Хороший поэпизодник расписывается в сценарий влет, но на этом этапе работы могут появится другие сложности. Например, перехрон. Это значит, что по законам сценарной записи одна страница = одна минута экранного времени, а у вас получилось 12 страниц. Или 15. Тут приходиться включать редакторские навыки и уплотнять текст, сокращать диалоги и даже (о, ужас!), вырезать шутки. Но что делать - сценарист должен следить за хронометражем и выдавать столько страниц, сколько нужно. Не больше и не меньше. Иначе проблемы начнутся уже у режиссёра и аниматоров, но об этом я могу рассказать как-нибудь потом.
На самом деле, приведенный мной порядок - не константа. На разных студиях свой механизм создания сценариев, поэтому какие-то этапы пропускают, какие-то делают задним числом.
Например, не везде любят заявки (я их тоже не люблю). Потому что в заявке не хватает того, что так нравится режиссерам и редакторам (и сценаристам) - подробностей и шуток. А если расписывать заявку подробнее, то проще сразу переходить на стадию синопсиса. Или даже поэпизодника - вот где можно учесть все пожелания! Так или иначе, иногда заявку пропускают и пишут ее уже по готовому сценарию.
На линейных сериалах, где есть главный автор, заявка уже есть и выдается в разработку, так как надо соблюдать основную сюжетную нить, заложенную на студии. То есть, работа начинается с написания синопсиса.
Что еще важно понимать - сценарии не пишутся, сценарии переписываются.
Раз за разом.
Бывает, что синопсис принимаю сразу, но чаще всего появляются встречные предложения или вопросы. И это нормально. Сценарий - это творческий процесс, который будоражит фантазию. И тут сценаристу необходимо использовать все свои навыки (коммуникации в том числе), чтобы учесть комментарии, но при этом выдержать драматургическую схему и не дать сценарию развалиться.
Правки сопровождают нас на всех этапах. Иногда, то, что попросили внести на этапе синопсиса, просят убрать на этапе поэпизодника. И это тоже нормально. Нормально, даже когда об этом удаленном эпизоде вспомнят на этапе сценария и попросят вернуть.
И сколько в итоге версий синосиса, поэпизодника и сценария в итоге пишет сценарист на одну серию? Тут все по разному. Но в среднем у меня получается 2-4 итерации на этапе синопсис-поэпизодник и 3-5 на этапе сценария. Иногда серия получается с первого раза (ух, как это приятно для самооценки!), а иногда я ее «домучиваю» до 7 драфта (самооценка машет где-то на уровне дна).
Таким образом на выходе получается сценарий - технический (!) документ, основа будущего мультфильма. А сейчас тонким творческим душам может быть больно - ведь написанное пОтом и кровью может быть изменено на стадии аниматика. Кто-то может придумать гэг смешнее. Сцена при переносе на экран разваливается и ее переделывают. Или розыгрыши получаются длинными и их вырезают. И это тоже нормально. Потому что сценарий - это всегда полуфабрикат. Цельность он получает только после выхода на экран. Но если сценарист хорошо заложил драматургию - ключевые события серии - то все будет хорошо, и эпизод только выиграет от синергии талантливых людей.
___________________________________________________________________________________
Спасибо, что дочитали до конца! Было интересно на сценарной кухне?
О чем еще рассказать?
Так же вам может быть интересно почитать про другие особенности работы сценариста на анимационном сериале: