Найти тему
Краевед Валя

Адмирал Балтийского флота - наш земляк

Корабль времен Петра Первого
Корабль времен Петра Первого

20 октября 1696 года Боярская Дума заслушала доклад государя Петра Алексеевича и приняла решение о начале масштабного строительства кораблей. С этой даты и начинается история российского военно-морского флота. В воскресенье, 31 июля 2022 года, в Санкт-Петербурге будет парад в честь этого подразделения нашего воинского щита. Открывать парад будет парусник.

Восстановленный корабль "Полтава", который будет открывать парад
Восстановленный корабль "Полтава", который будет открывать парад

У Дворцового моста зрители увидят воссозданный на исторической верфи первый российский линейный корабль XVI века "Полтава". Этот 54-пушечный парусник был спущен на воду 1712 году. Строился в период Северной войны со Швецией, когда Петр I боролся за возвращение России выхода к Балтийскому морю. В разработке его проекта царь лично принимал участие. Войдя в состав флота, корабль участвовал в борьбе со шведами, а в 1717 году обеспечивал высадку десанта на остров Готланд.

Мой же рассказ о малоизвестном адмирале, нашем земляке – Захаре Даниловиче Мишукове. Это не значит, что его боевой путь был кривым и неверным, наоборот, много славных страниц истории флота написал этот моряк.

Уроженец Суздальского уезда, командующий Балтийским флотом, Мишуков за доблестные победы был удостоен высших российских орденов св. Александра Невского и св. Андрея Первозванного.

Захар Мишуков родился в 1684 году в семье суздальского дворянина Данилы Федоровича Мишукова. Его отец никакого отношения к флоту не имел, да и высшими чинами похвастаться не мог. Возможно, и Захар был бы «городовым дворянином», но на 18 году жизни он поступает в Навигацкую школу и заканчивает курс не за 6 лет, как предписано, а за 3 года. Получает звание штурмана. Но вместо моря, попадает в личную охрану царя и принимает участие в боях со шведской армией под Полтавой, был рядом с самодержцем и во время неудачного Прутского похода, когда удалось вырваться из окружения благодаря хитрости и украшениям жены царя Екатерины.

Возможно, так и продолжался бы карьерный рост Мишукова при дворе, но добивается перевода его на флот. И в 1713 году за один год получает два повышения, становится лейтенантом российского флота. В 1714 году отличился в Гангутском сражении, где шведский флот потерпел сокрушительное поражение. Захар получил золотую медаль на золотой же цепи общей стоимостью 47 червонцев, что было в те времена очень большой суммой.

На таком корабле нес  службу Захар Мишуков
На таком корабле нес службу Захар Мишуков

В следующем году Петр I отправил Мишукова в Швецию, с трудной задачей провести разведку шведских сил. Однако шведам удалось задержать бригантину лейтенанта, и он оказался в плену на целых два года. Его сумели обменять на высокопоставленного шведского офицера. И Захар Данилович получает повышение. Его отправляют поквитаться к шведским берегам, что он успешно и выполняет. Его гребцы и десантные группы разорили многие береговые укрепления и захватили несколько транспортных судов. Становится капитаном III ранга.

В 1721 году был отправлен в Голландию получать новые суда, корабли «Ништадт» и «Принц Евгений». Один из кораблей после поступления на русскую службу во время шторма сел на мель и сильно пострадал. Мишуков сумел сохранить всю команду во время этой беды. Царь отправил капитана на Каспийское море. Но повоевать там ему не удалось, отозвали опять на Балтику. Там он получает под командование линейный корабль «Марльбург» и проводит гидрографические работы, составляет подробную карту Финского залива.

В 1724 году капитан I ранга Мишуков участвовал в перенесение мощей Александра Невского в Петербург. Они были доставлены по суше до Шлиссельбурга, а затем на яхте «Елизабет» под командованием Захара Мишукова мощи шли до Петербурга, на последнем отрезки пути на яхту прибыл император Петр. В таком необыкновенном окружении удалось побывать нашему земляку.

После смерти Петра , капитан выполнял разные поручения высоких особ, сопровождал послов, служил командиром Астраханского порта, и лишь при Анне Иоанновне его вернули в Петербург. Здесь он получил чин контр-адмирала и стал советником Адмиралтейств-коллегии. 10 лет работал высоким чиновником, казалось, что якорь брошен на берег на всегда.

В 1741 году грянула новая война со Швецией. А Балтийский флот практический не обновлялся, многие корабли пришли в негодность. И в этот критический момент Захара Мишукова назначают командующим Балтийского флота, дают очередное повышение – вице-адмирал. Понимая, что в открытом сражении старые корабли не сумеют продержаться, Мишуков выводит их на оборонительную позицию и преграждает путь шведам к столице. Шведы не отважились напасть на русскую эскадру. Война фактически закончилась «вничью».

Получив передышку, командующий флотом начинает приводить корабли в боевой статус. В 1745 году они совершают большой поход, показав, что флот готов к любому столкновению.

Командующий получает награду – орден Александра Невского.

В 1757 году 73-летний флотоводец становится полным адмиралом, успешно воюет на Балтике против Пруссии, за что получает еще одну высшую награду – орден Андрея Первозванного.

Затем продолжает служить в Адмиралтейств-коллегии. Всего на военной службе он был 57 лет! После отставки, он умер через полгода, погребен в Александро-Невской лавре.

Сведения взяты из статьи Николая Фролова «Адмирал Захар Мишуков – главком Балтийского флота». Газета «Призыв» №194 от 23 декабря 2009 года.