В индустрии невероятно много дискурса по теме сведения.
Начиная от подбора эквалайзеров, заканчивая чудотворным мастерингом.
Не смотря на то, что я сам питаю большую любовь к процессу микширования, могу сказать, что сведение неотделимо от музыки. И по хорошему начинается с создания песни или трека.
Большинство проблем решается на этапе аранжировки. Помимо правильно выстроенной гармонии и мелодики, ключевым фактором здесь является подбор тембров. Их уместность и сочетаемость.
В танцевальных треках правильно подобранные бочка с басом отвечают за плотность. В инди-музыке часто важно подчеркнуть камерность, шероховатость, например, добавив шумов или записав гитары в комнате с сильными отражениями.
Прежде чем переходить к так называемому сведению важно, чтоб песня уже работала. Когда сформирована основа, её можно немного обрамить и приукрасить, вооружившись любимыми погремушками (эквалайзерами, компрессорами).
В моём понимании хорошая музыка – это вселенная, где её создатели самостоятельно формулируют правила, по которым она работает. Сведение в этой системе координат – процесс глубоко интегрированный.
Поэтому при работе с музыкой крайне важно чувствовать контекст.
Некоторым музыкантам удаётся самостоятельно сопроводить песню от идеи до релиза. И часто такая музыка как-то по-особенному вовлекает. Наверно, потому что она максимально нацелена на передачу эмоции, состояния человека, и не успевает растрясти потенциал на пути к слушателю.
Такая музыка обычно не конкурирует за лучшее в мире сведение, не стремится быть нарочито особенной. Она просто есть, как я или ты, дорогой читатель, как сотни процессов, заполняющих жизнь.
Это что-то близкое, что-то настоящее, что-то про любовь.
Я бы хотел, чтоб такой музыки появлялось больше. Поэтому в повседневной практике часто пытаюсь помочь песне найти точки опоры, подчеркнуть идею. Иногда даже влезаю в основу трека. Меняю тембры, корректирую структуру. Прошу исполнителей переписывать, переигрывать партии.
На мой взгляд уделять этому внимание не менее важно, чем сведению. Ведь хорошую песню, как правило, сведением уже не испортить.
#продакшн