Найти тему
О нас и вокруг нас

Как глухие люди прислушиваются к своему "внутреннему голосу"?

Интересно, что глухота значительно более серьезна, чем слепота, с точки зрения воздействия, которое она может оказать на мозг. Это не потому, что мозг глухих людей отличается от мозга слышащих людей с точки зрения умственных способностей или тому подобного; скорее, это связано с тем, насколько язык является неотъемлемой частью функционирования нашего мозга. Чтобы было ясно, “язык” здесь относится не только к разговорным языкам, но и к языку жестов. Просто важно, чтобы у мозга была какая-то форма языка, которую он может полностью понять и может превратиться во внутренний голос для управления мыслями.

Недавние исследования показали, что язык является неотъемлемой частью таких функций мозга, как память, абстрактное мышление и, что удивительно, самосознание. Было показано, что язык в буквальном смысле является, так сказать, “драйвером устройства”, который управляет большей частью основного “оборудования” мозга. Таким образом, глухие люди, которые не идентифицируются как таковые в очень молодом возрасте или которые живут в местах, где их не могут обучить языку жестов, будут иметь значительные умственные недостатки, пока не выучат структурированный язык, даже если на самом деле с их мозгом все в порядке. Проблема даже более серьезная, чем может показаться на первый взгляд, из-за того, насколько важен язык для ранних стадий развития мозга. У тех полностью глухих людей, которых не учат языку жестов до более позднего возраста, часто возникают проблемы с обучением, которые остаются с ними на протяжении всей их жизни, даже после того, как они в конечном итоге выучили определенный язык жестов.

-2

Именно из-за того, насколько язык важен для развития и функционирования нашего мозга, глухих людей когда-то считали умственно отсталыми и необучаемыми. Можно видеть, как наблюдение за кем-то, кто не может общаться из-за отсутствия какого-либо языка и кому не хватает большого самосознания, может выглядеть таким образом. Однако в новейшей истории, вплоть до 1970-х годов, все еще считалось, что глухие люди каким-то образом умственно отсталые.

Как это могло быть, когда у них были различные языки жестов и даже вокальные навыки, позволяющие их мозгу развиваться и функционировать должным образом? Что ж, проблема возникла из-за того, что в 1880-х годах было решено, что глухие люди не должны использовать язык жестов; скорее, их следует заставить использовать почти исключительно разговорный язык. На первый взгляд это кажется достаточно разумным, поскольку глухие люди вполне способны изучать разговорную речь, и это позволило бы им более полно интегрироваться в мир слышащих. Проблема с этим была обнаружена совсем недавно, и действительно, многие негативные последствия только сейчас становятся понятными.

Оказывается, полностью глухие люди, которые вынуждены пользоваться только разговорной речью, находятся в ненамного лучшем положении, чем те, кто не знает языка, с точки зрения функций их мозга. Недавние исследования показали, что мозг полностью глухих никогда полностью не ассоциирует разговорную речь с тем, как язык жестов укореняется в их мозгу как язык; в основном у них никогда не развивается “внутренний голос”, который необходим нашему мозгу для обработки информации.

-3

Они действительно приобретают значительно большее самоощущение, лучшую память и тому подобное по сравнению с теми, у кого нет языка, но в этом состоянии они никогда полностью не раскроют потенциал своего мозга, как в случае изучения языка жестов. “До сих пор ведется много споров о том, каковы минимальные уровни воздействия, необходимые для стимулирования языковых центров. Но очевидно, что глухим детям необходим ранний опыт владения каким-либо языком, если они хотят быть хорошими коммуникаторами в дальнейшей жизни”, - говорит профессор Дэвид Вуд, ведущий специалист по обучению глухих в Ноттингемском университете.

Из-за этих открытий “оралистский” метод обучения глухих, который просуществовал чуть менее 100 лет, быстро сворачивается в пользу “двуязычного” образования, где язык жестов преподается как можно раньше, а вокальный язык преподается как своего рода вторичный язык. “Двуязычие по-прежнему остается очень горячей темой. Мы подвергались многочисленным нападкам, и нас обвиняли в том, что мы толкаем глухих детей в гетто для подписей. И все же глухим пришлось заплатить большую цену, когда старые методы потерпели неудачу. Они не только не могли общаться, но и остались без кода для мышления. Мы больше не можем игнорировать то, что говорят нам исследования”, - говорит Миранда Пикерсгилл, руководитель службы глухих местного управления образования Лидса.